20:5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
На одном из атеистических сайтов я увидел одно из их любимых "противоречий". Бог говорит, что будет наказывать "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20:5; см. Втор. 5:9). Однако в Иез. 18:4 Бог говорит: "душа согрешающая, та умрет". Чему же верить? Страдают дети за грехи родителей, или же наказание родителей на них и заканчивается?
И вновь кажущееся противоречие вызвано неправильным толкованием текста и игнорированием контекста. Прежде всего, давайте прочитаем стих целиком. Бог будет наказывать "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня". Так Бог поступает не со всеми людьми, а лишь с теми, кто Его ненавидит, и это, как я полагаю, распространяется и на родителей, и на детей.
Кроме того, уже в следующем стихе есть подсказка, говорящая о том, что происходит нечто совсем другое. Бог будет творить "милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". Безусловно, речь не о том, что праведность одного человека гарантирует, что тысяча поколений его потомков будет любить Бога. И обратите внимание, что в данном случае обещание распространяется на "любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои".
На самом деле мы все знаем, что неправедная жизнь родителей влияет на детей, и те тоже начинают жить неправедно, в результате чего и родители, и дети страдают от последствий своих грехов. Именно такое влияние большинство родителей оказывает на большинство своих детей.
В книге Иезекииля все по-другому. Ральф Александер обращает внимание на пословицу, которая приведена в тексте выше: "какова мать, такова и дочь" (16:44). Иначе говоря, из поколения в поколение люди перенимали поведение своих родителей и получали за это такое же наказание. Однако в вавилонском плену евреи, по-видимому, впали в фатализм. Они говорили: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иез. 18:2). Зачем менять свое поведение, если они все равно понесут наказание за грехи своих родителей, ставшие причиной плена?
Нет, отвечает Иезекииль, это не так. Бог говорит: "Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет" (ст. 3-4).
Люди всегда расплачивались за собственные грехи, но с практической точки зрения родители оказывают значительное влияние на своих детей, как во благо, так и во вред.
Александер подытоживает: "Но пленники, которым было адресовано послание Иезекииля, неправильно понимали смысл сказанного в Исх. 20:5 и Втор. 5:9. Эта заповедь говорит о том, что на детей влияют грехи отцов. Родители служат примером для своих детей. Дети с готовностью подражают греховному поведению родителей. Поэтому, к сожалению, дети часто совершают те же греховные поступки, что и их отцы. И точно так же они должны понести такое же справедливое наказание за эти поступки. Но каждый ребенок по-прежнему несет личную ответственность и может в любой момент оборвать цепочку „грех-наказание-наследство"“. Однако для этого он должен покаяться и поступить правильно".
Хорошая новость заключается в том, что выход есть всегда. Одно поколение за другим могут скатываться в ненависть к Богу и наслаждение грехом, но в любой момент человек может вырваться из этого процесса, и последствия его покаяния скажутся уже не на четырех поколениях его потомков, а на тысячах. Вы не заложники греха своих родителей, но и прикрыться праведностью своих родителей не сможете. Об этом идет речь в осталвшейся части 18-й главы книги Иезекииля.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
На одном из атеистических сайтов я увидел одно из их любимых "противоречий". Бог говорит, что будет наказывать "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20:5; см. Втор. 5:9). Однако в Иез. 18:4 Бог говорит: "душа согрешающая, та умрет". Чему же верить? Страдают дети за грехи родителей, или же наказание родителей на них и заканчивается?
И вновь кажущееся противоречие вызвано неправильным толкованием текста и игнорированием контекста. Прежде всего, давайте прочитаем стих целиком. Бог будет наказывать "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня". Так Бог поступает не со всеми людьми, а лишь с теми, кто Его ненавидит, и это, как я полагаю, распространяется и на родителей, и на детей.
Кроме того, уже в следующем стихе есть подсказка, говорящая о том, что происходит нечто совсем другое. Бог будет творить "милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". Безусловно, речь не о том, что праведность одного человека гарантирует, что тысяча поколений его потомков будет любить Бога. И обратите внимание, что в данном случае обещание распространяется на "любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои".
На самом деле мы все знаем, что неправедная жизнь родителей влияет на детей, и те тоже начинают жить неправедно, в результате чего и родители, и дети страдают от последствий своих грехов. Именно такое влияние большинство родителей оказывает на большинство своих детей.
В книге Иезекииля все по-другому. Ральф Александер обращает внимание на пословицу, которая приведена в тексте выше: "какова мать, такова и дочь" (16:44). Иначе говоря, из поколения в поколение люди перенимали поведение своих родителей и получали за это такое же наказание. Однако в вавилонском плену евреи, по-видимому, впали в фатализм. Они говорили: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иез. 18:2). Зачем менять свое поведение, если они все равно понесут наказание за грехи своих родителей, ставшие причиной плена?
Нет, отвечает Иезекииль, это не так. Бог говорит: "Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет" (ст. 3-4).
Люди всегда расплачивались за собственные грехи, но с практической точки зрения родители оказывают значительное влияние на своих детей, как во благо, так и во вред.
Александер подытоживает: "Но пленники, которым было адресовано послание Иезекииля, неправильно понимали смысл сказанного в Исх. 20:5 и Втор. 5:9. Эта заповедь говорит о том, что на детей влияют грехи отцов. Родители служат примером для своих детей. Дети с готовностью подражают греховному поведению родителей. Поэтому, к сожалению, дети часто совершают те же греховные поступки, что и их отцы. И точно так же они должны понести такое же справедливое наказание за эти поступки. Но каждый ребенок по-прежнему несет личную ответственность и может в любой момент оборвать цепочку „грех-наказание-наследство"“. Однако для этого он должен покаяться и поступить правильно".
Хорошая новость заключается в том, что выход есть всегда. Одно поколение за другим могут скатываться в ненависть к Богу и наслаждение грехом, но в любой момент человек может вырваться из этого процесса, и последствия его покаяния скажутся уже не на четырех поколениях его потомков, а на тысячах. Вы не заложники греха своих родителей, но и прикрыться праведностью своих родителей не сможете. Об этом идет речь в осталвшейся части 18-й главы книги Иезекииля.