3:4. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
3:5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
3:6. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
3:7. и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: `чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
3:8. и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
3:9. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем'.
3:10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
Ошибочные предсказания пророков?
Учение Сторожевой Башни. Стихи Ионы 3:4-10 и 4:1-2 в «Переводе нового мира» звучат так: «Наконец, Иона начал входить в город на расстояние однодневного перехода и все время возвещал и говорил: „Всего через сорок дней Ниневия будет разрушена“. […] И увидел [истинный] Бог дела их, что они обратились от злого пути своего; и пожалел [истинный] Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них; и не навел» (пер. с англ.).
Свидетели Иеговы ссылаются на эти стихи в доказательство того, что библейские пророки иногда ошибались в своих предсказаниях. Ведь предсказание Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось. И никто за это Иону не осудил. Следовательно, Общество Сторожевой Башни тоже не следует осуждать за ошибки в пророчествах.
Библейское учение. Иона вовсе не ошибся. Иона передал ниневитянам именно то, что поручил ему Иегова Бог (см. Иона 3:1).
Очевидно, пророчество Ионы подразумевало возможность покаяния. Судя по реакции ниневитян, они поняли, что окончательный исход событий будет зависеть от их реакции на пророчество. Они поняли, что через сорок дней их город будет разрушен, если только они не покаются (Иона 3:5-9) [F. F. Bruce. The Book of Acts (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 38]. Увидев, каким образом ниневитя-не отреагировали на пророчество Ионы, Бог отменил обещанное наказание, тем самым дав понять, что и Сам Он ставил исполнение этого пророчества в зависимость от реакции людей [Там же].
Это вполне согласуется с тем, что Бог сказал в Книге пророка Иеремии: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иеремия 18:7-8). Случай с Ниневией — яркое воплощение этого принципа. Бог часто проявляет милость, если видит явное раскаяние (Исход 32:14; 2 Царств 24:16; Амос 7:3, 7) [См.: The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), pp. 848-849].
Урок, который нам следует извлечь из истории Ионы, заключается в том, что иногда Бог предпочитает отменить наказание, если люди из страха перед судом предпочитают покаяться, то есть исчезает сама причина обещанного наказания. Знаток Ветхого Завета Уолтер К. Кайзер отмечает: «Не изменить Свое решение в таких случаях означало бы для Бога поступить вопреки присущим Ему качествам справедливости и отзывчивости к любому изменению, которое Он планировал вызвать» [Walter C. Kaiser. More Hard Saying of the Old Testament (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1992), p. 257].
Очевидно, что история Ионы ни в коей мере не уменьшает вину Общества Сторожевой Башни за многочисленные ложные предсказания — ни одно из них не походило на условное пророчество, которое Бог послал Ниневии [Robert M. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 54]. Иона в точности воспроизвел послание, которое доверил ему Бог.
читать (pdf)