Возможно ли, что Иона на самом деле был проглочен китом, провел три дня у него в утробе и остался жив? Как относиться к этому тексту — как к сказке, как к аллегории, как к притче или как к описанию подлинного события?
Прежде всего, Библия не утверждает, что Иону проглотил именно «кит». В еврейском тексте упоминается даг гадоль (גָּד֔וֹל דָּ֣ג), т. е. «большая рыба». В Септуагинте упоминается кетос мега (κῆτος μέγα), т. е. «большое морское чудовище». В некоторых переводах Библии, в т. ч. Синодальном эти выражения действительно передаются фразой «великий кит», однако киты в силу строения своей глотки проглотить человека не могут. Между тем, в Атлантическом океане и в Средиземном море до сих пор водятся крупные морские животные, способные проглотить человека целиком.
Например, Эмброуз Джон Уилсон в журнале Princeton Theological Review (№25 за 1927 год, с. 636) год упоминает случай, когда возле Фолклендских островов одного моряка с китобойного судна проглотил кашалот. Впоследствии это животное загарпунили и, разрубив его брюхо, к своему изумлению нашли там еще живого, хотя и потерявшего сознание человека. Спустя какое-то время пострадавший полностью оправился от случившегося, хотя едкий желудочный сок кашалота оставил следы на его лице, шее и руках.
Истолкование истории об Ионе как притчи или аллегории проблематично. Притчи, как правило, просты по структуре и посвящены одной теме. Книга же Ионы состоит, как минимум, из двух разных частей (бегство и проповедь в Ниневии). Относительно аллегорического толкования у комментаторов нет единого и убедительного мнения о том, что могли бы означать персонажи и события книги Ионы.
До недавнего времени эта книга рассматривалась толкователями как историческое повествование. В 14-й главе апокрифической книги Товита упоминается о том, что Иона провозгласил Ниневии разорение. В 12-й главе Евангелия от Матфея и в 11-й главе Евангелия от Луки Господь Иисус Христос также ссылается на «знамение Ионы» и на покаяние Ниневии в результате его проповеди как на исторические прецеденты.
Необычайность описанных в книге Ионы событий сама по себе едва ли может служить оправданием нежелания принимать эту историю всерьез.
Kaiser, Walter C.; Davids Peter H.; Bruce F. F.; Brauch, Manfred T. Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1996), pp. 332-333.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Возможно ли, что Иона на самом деле был проглочен китом, провел три дня у него в утробе и остался жив? Как относиться к этому тексту — как к сказке, как к аллегории, как к притче или как к описанию подлинного события?
Прежде всего, Библия не утверждает, что Иону проглотил именно «кит». В еврейском тексте упоминается даг гадоль (גָּד֔וֹל דָּ֣ג), т. е. «большая рыба». В Септуагинте упоминается кетос мега (κῆτος μέγα), т. е. «большое морское чудовище». В некоторых переводах Библии, в т. ч. Синодальном эти выражения действительно передаются фразой «великий кит», однако киты в силу строения своей глотки проглотить человека не могут. Между тем, в Атлантическом океане и в Средиземном море до сих пор водятся крупные морские животные, способные проглотить человека целиком.
Например, Эмброуз Джон Уилсон в журнале Princeton Theological Review (№25 за 1927 год, с. 636) год упоминает случай, когда возле Фолклендских островов одного моряка с китобойного судна проглотил кашалот. Впоследствии это животное загарпунили и, разрубив его брюхо, к своему изумлению нашли там еще живого, хотя и потерявшего сознание человека. Спустя какое-то время пострадавший полностью оправился от случившегося, хотя едкий желудочный сок кашалота оставил следы на его лице, шее и руках.
Истолкование истории об Ионе как притчи или аллегории проблематично. Притчи, как правило, просты по структуре и посвящены одной теме. Книга же Ионы состоит, как минимум, из двух разных частей (бегство и проповедь в Ниневии). Относительно аллегорического толкования у комментаторов нет единого и убедительного мнения о том, что могли бы означать персонажи и события книги Ионы.
До недавнего времени эта книга рассматривалась толкователями как историческое повествование. В 14-й главе апокрифической книги Товита упоминается о том, что Иона провозгласил Ниневии разорение. В 12-й главе Евангелия от Матфея и в 11-й главе Евангелия от Луки Господь Иисус Христос также ссылается на «знамение Ионы» и на покаяние Ниневии в результате его проповеди как на исторические прецеденты.
Необычайность описанных в книге Ионы событий сама по себе едва ли может служить оправданием нежелания принимать эту историю всерьез.