Учение Сторожевой Башни. Иоанна 3:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в Него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» .
В каком смысле Иисус является «Единородным» Сыном Бога? Книга «Объединены в поклонении единому истинному Богу» утверждает, что Иисус «был единородным Сыном, единственным, которого создал Сам, Бог. Все другое на небе и на земле было создано через этого любимого первородного Сына» [Объединены в поклонении единому истинному Богу. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 29. См. также: Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 39; Сторожевая башня. 1997. 1 февраля. С. 12].
Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» указывает читателю, что в Послании к Евреям 11:17 Исаак назван «единородным» сыном Авраама. Далее следует комментарий: «Нет никаких сомнений в том, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова» [Следует ли верить в Троицу? С. 15]. Применительно к Иисусу Христу это слово употребляется в том же смысле: «Всемогущего Бога можно по праву назвать Давшим Жизнь, или Отцом, в том же смысле, в каком так называют земного отца, например, Авраама, который дал жизнь сыну» [Там же. С. 16].
Из этого стиха Общество Сторожевой Башни делает вывод, что «выражение „Сын Божий“ относится к Иисусу как к отдельной сотворенной личности, а не как к части Троицы. Будучи Сыном Бога, Иисус не мог быть самим Богом» [Там же]. Таким образом, «Бог старший. Иисус младший — по времени, положению, силе и знаниям» [Там же].
Библейское учение. Сначала давайте рассмотрим последний аргумент Сторожевой Башни. Прежде всего необходимо отметить, что Исаак не был «единородным» сыном Авраама уже потому, что был не единственным. У Авраама было несколько сыновей, в том числе Измаил, родившийся раньше Исаака. Из общего контекста Писания очевидно, что Исаак назван «единородным» в том смысле, что он был уникальным сыном Авраама [См.: Robert M. Bowman. P. 82]. Из контекста следует, что Исаак назван «единородным» (т. е. уникальным) потому, что через Исаака и его потомство должен был исполниться Божий замысел.
Комментируя высказывание Сторожевой Башни, что Иегова родил Иисуса так же, как Авраам родил Исаака, Роберт Боумэн делает интересное наблюдение: «Если бы эти рассуждения были правильными... из них вытекал бы довольно неприятный для Свидетелей Иеговы вывод. Ведь если Бог — Отец Иисуса „в том же смысле, в каком так называют земного отца... который дал жизнь сыну“, может сложиться впечатление, что у Иисуса, кроме небесного Отца, должна быть и небесная Мать» [Там же].
Очень важно объяснить Свидетелю, что слово «единородный» никоим образом не свидетельствует о тварности Христа (вопреки учению еретика Ария). Скорее, это слово говорит об «уникальности», «особых благословениях» или «превосходстве» Сына. Богослов Джон Ф. Уолвурд в своем классическом труде Jesus Christ Our Lord отмечает: «...Мысль, очевидно, заключается в том, что Христос рожден от Бога в уникальном смысле, неприменимом ни к кому другому» [JohnF. Walvoord. JesusChristOurLord (Chicago: MoodyPress, 1980), p. 44]. Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд высказывал аналогичную мысль: «Прилагательное „единородный“ выражает идею не происхождения и подчинения, а уникальности и единосущности: Иисус, и лишь Он один воплощает в Себе все, что представляет Собой Бог» [BenjaminB. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing, 1950), p. 56].
Иисус: Вечный Сын Бога. Предположение, что титул «Сын Бога» указывает на более низкое положение по сравнению с Отцом, опирается на неверное понимание того, какой смысл древние вкладывали в слова «сын такого-то». В конкретном контексте этот оборот действительно может означать «потомок», но в нем также заложен еще более важный смысл принадлежности к определенной категории или группе [James Oliver Buswell. A Systematic Theology of the Christian Religion (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), 1:105]. В таком значении эти слова часто употребляются в Ветхом Завете. К примеру, фраза «из сынов пророческих» означает «из числа пророков» (3 Царств 20:35). Фраза «сыновья певцов» означает «принадлежащие к певцам» (Неемия 12:28). Также и словосочетание «Сын Бога» означает «имеющий Божью природу» и указывает на абсолютную божественность.
Древние семиты и жители Востока использовали формулу «сын такого-то...» как указание на равенство сущности, а также на родство или тождество природы [Райри, Чарльз. Основы богословия. M.: Духовное возрождение, 1997. С. 290-291]. Таким образом, когда Иисус называл Себя Сыном Бога, Его современники-иудеи ясно понимали, что Он называет Себя Богом. Уорфилд подтверждает, что с самых первых дней христианства в словах «Сын Бога» видели претензию на абсолютное равенство с Богом [Benjamin В. Warfield. P. 77]. Вот почему, когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, иудеи заявили: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоанна 19:7). Понимая, что Иисус отождествляет Себя с Богом, иудеи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Лёвит 24:16).
Если фраза «сын такого-то...», как показывают древние документы, для людей того времени подразумевала тождественность природы, как следует понимать библейское выражение «Сын Бога»?
Писание свидетельствует, что Сыновство Христа вечно [См.: JohnF. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. P. 22-25]. Одно дело сказать, что Иисус стал Сыном Бога, но совсем другое — что Он всегда был Сыном Бога. Если мы предположим, что когда-то Сын не был Сыном, нам придется признать, что и Отец не всегда был Отцом. Если титул первой Личности, «Отец», вечен, это свойство следует признать и за титулом второй Личности, «Сын». С такой точки зрения Христос, именуемый «Сыном Бога», в сравнении с Отцом вовсе не выглядит меньшим или низшим по сущности или положению.
Сын до Своего воплощения. Христос уже был Сыном Божьим, когда родился в Вифлееме, и это ясно свидетельствует о Его вечном Сыновстве. Вспомните, к примеру, Его беседу с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Иоанна 3:16-17). Христос был послан в мир как Сын Божий, а значит, прежде Своего воплощения Он уже был Сыном Бога.
Это же очевидно из 11-й главы Евангелия от Иоанна, где Иисус успокаивает Марфу и Марию, сестер покойного Лазаря. Прежде чем вернуть их брата к жизни, Иисус сказал Марфе: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанна 11:25-26). Марфа отвечала: «...так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (стих 27). Чтобы правильно оценить слова Марфы, вы должны уловить главную мысль: Сын Бога перешел из небесного мира, из вечности в земной, преходящий мир.
Еще одно подтверждение вечного Сыновства Христа можно найти в Послании к Евреям 1:2, где сказано, что Бог сотворил Вселенную через Своего Сына, — ведь из этого следует, что Христос был Сыном Бога еще до сотворения мира. Более того, согласно учению Библии, Сын был «прежде всего» (Колоссянам 1:17; ср. Колоссянам 1:13-14), и Сам Иисус говорит (Иоанна 8:54-56), что Он существовал от вечности, еще до рождения Авраама (стих 58).
Из всего сказанного очевидно, что Писание называет Иисуса вечным Сыном Бога. Ссылаться на титул «Сын Бога» для отрицания божественности Христа значит совершенно не понимать, какой смысл вкладывали в это слово древние.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 112-116.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Иисус — «Единородный» Сын
Учение Сторожевой Башни. Иоанна 3:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в Него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» .
В каком смысле Иисус является «Единородным» Сыном Бога? Книга «Объединены в поклонении единому истинному Богу» утверждает, что Иисус «был единородным Сыном, единственным, которого создал Сам, Бог. Все другое на небе и на земле было создано через этого любимого первородного Сына» [Объединены в поклонении единому истинному Богу. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 29. См. также: Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 39; Сторожевая башня. 1997. 1 февраля. С. 12].
Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» указывает читателю, что в Послании к Евреям 11:17 Исаак назван «единородным» сыном Авраама. Далее следует комментарий: «Нет никаких сомнений в том, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова» [Следует ли верить в Троицу? С. 15]. Применительно к Иисусу Христу это слово употребляется в том же смысле: «Всемогущего Бога можно по праву назвать Давшим Жизнь, или Отцом, в том же смысле, в каком так называют земного отца, например, Авраама, который дал жизнь сыну» [Там же. С. 16].
Из этого стиха Общество Сторожевой Башни делает вывод, что «выражение „Сын Божий“ относится к Иисусу как к отдельной сотворенной личности, а не как к части Троицы. Будучи Сыном Бога, Иисус не мог быть самим Богом» [Там же]. Таким образом, «Бог старший. Иисус младший — по времени, положению, силе и знаниям» [Там же].
Библейское учение. Сначала давайте рассмотрим последний аргумент Сторожевой Башни. Прежде всего необходимо отметить, что Исаак не был «единородным» сыном Авраама уже потому, что был не единственным. У Авраама было несколько сыновей, в том числе Измаил, родившийся раньше Исаака. Из общего контекста Писания очевидно, что Исаак назван «единородным» в том смысле, что он был уникальным сыном Авраама [См.: Robert M. Bowman. P. 82]. Из контекста следует, что Исаак назван «единородным» (т. е. уникальным) потому, что через Исаака и его потомство должен был исполниться Божий замысел.
Комментируя высказывание Сторожевой Башни, что Иегова родил Иисуса так же, как Авраам родил Исаака, Роберт Боумэн делает интересное наблюдение: «Если бы эти рассуждения были правильными... из них вытекал бы довольно неприятный для Свидетелей Иеговы вывод. Ведь если Бог — Отец Иисуса „в том же смысле, в каком так называют земного отца... который дал жизнь сыну“, может сложиться впечатление, что у Иисуса, кроме небесного Отца, должна быть и небесная Мать» [Там же].
Очень важно объяснить Свидетелю, что слово «единородный» никоим образом не свидетельствует о тварности Христа (вопреки учению еретика Ария). Скорее, это слово говорит об «уникальности», «особых благословениях» или «превосходстве» Сына. Богослов Джон Ф. Уолвурд в своем классическом труде Jesus Christ Our Lord отмечает: «...Мысль, очевидно, заключается в том, что Христос рожден от Бога в уникальном смысле, неприменимом ни к кому другому» [John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord (Chicago: Moody Press, 1980), p. 44]. Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд высказывал аналогичную мысль: «Прилагательное „единородный“ выражает идею не происхождения и подчинения, а уникальности и единосущности: Иисус, и лишь Он один воплощает в Себе все, что представляет Собой Бог» [Benjamin B. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing, 1950), p. 56].
Иисус: Вечный Сын Бога. Предположение, что титул «Сын Бога» указывает на более низкое положение по сравнению с Отцом, опирается на неверное понимание того, какой смысл древние вкладывали в слова «сын такого-то». В конкретном контексте этот оборот действительно может означать «потомок», но в нем также заложен еще более важный смысл принадлежности к определенной категории или группе [James Oliver Buswell. A Systematic Theology of the Christian Religion (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), 1:105]. В таком значении эти слова часто употребляются в Ветхом Завете. К примеру, фраза «из сынов пророческих» означает «из числа пророков» (3 Царств 20:35). Фраза «сыновья певцов» означает «принадлежащие к певцам» (Неемия 12:28). Также и словосочетание «Сын Бога» означает «имеющий Божью природу» и указывает на абсолютную божественность.
Древние семиты и жители Востока использовали формулу «сын такого-то...» как указание на равенство сущности, а также на родство или тождество природы [Райри, Чарльз. Основы богословия. M.: Духовное возрождение, 1997. С. 290-291]. Таким образом, когда Иисус называл Себя Сыном Бога, Его современники-иудеи ясно понимали, что Он называет Себя Богом. Уорфилд подтверждает, что с самых первых дней христианства в словах «Сын Бога» видели претензию на абсолютное равенство с Богом [Benjamin В. Warfield. P. 77]. Вот почему, когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, иудеи заявили: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоанна 19:7). Понимая, что Иисус отождествляет Себя с Богом, иудеи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Лёвит 24:16).
Если фраза «сын такого-то...», как показывают древние документы, для людей того времени подразумевала тождественность природы, как следует понимать библейское выражение «Сын Бога»?
Писание свидетельствует, что Сыновство Христа вечно [См.: John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. P. 22-25]. Одно дело сказать, что Иисус стал Сыном Бога, но совсем другое — что Он всегда был Сыном Бога. Если мы предположим, что когда-то Сын не был Сыном, нам придется признать, что и Отец не всегда был Отцом. Если титул первой Личности, «Отец», вечен, это свойство следует признать и за титулом второй Личности, «Сын». С такой точки зрения Христос, именуемый «Сыном Бога», в сравнении с Отцом вовсе не выглядит меньшим или низшим по сущности или положению.
Сын до Своего воплощения. Христос уже был Сыном Божьим, когда родился в Вифлееме, и это ясно свидетельствует о Его вечном Сыновстве. Вспомните, к примеру, Его беседу с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Иоанна 3:16-17). Христос был послан в мир как Сын Божий, а значит, прежде Своего воплощения Он уже был Сыном Бога.
Это же очевидно из 11-й главы Евангелия от Иоанна, где Иисус успокаивает Марфу и Марию, сестер покойного Лазаря. Прежде чем вернуть их брата к жизни, Иисус сказал Марфе: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанна 11:25-26). Марфа отвечала: «...так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (стих 27). Чтобы правильно оценить слова Марфы, вы должны уловить главную мысль: Сын Бога перешел из небесного мира, из вечности в земной, преходящий мир.
Еще одно подтверждение вечного Сыновства Христа можно найти в Послании к Евреям 1:2, где сказано, что Бог сотворил Вселенную через Своего Сына, — ведь из этого следует, что Христос был Сыном Бога еще до сотворения мира. Более того, согласно учению Библии, Сын был «прежде всего» (Колоссянам 1:17; ср. Колоссянам 1:13-14), и Сам Иисус говорит (Иоанна 8:54-56), что Он существовал от вечности, еще до рождения Авраама (стих 58).
Из всего сказанного очевидно, что Писание называет Иисуса вечным Сыном Бога. Ссылаться на титул «Сын Бога» для отрицания божественности Христа значит совершенно не понимать, какой смысл вкладывали в это слово древние.
читать (pdf)