Учение Сторожевой Башни. Беседуя с учениками в горнице, Иисус назвал Святого Духа «помощником» (ПНМ) — именно в этом качестве Духу приписывается способность «учить», «вести», «свидетельствовать», «говорить» и «слышать» (Иоанна 14:16-17, 26; 15:26; 16:13-15). Но можно ли истолковать эти отрывки как указание на личность Святого Духа?
Если верить Обществу Сторожевой Башни — ни в коем случае. Свидетели Иеговы считают, что подобные отрывки, на первый взгляд изображающие Святого Духа личностью, попросту наделяют Его чертами личности [Reasoning from the Scriptures. P. 380. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 сентября. С. 16 (сноска)]. Именно этим якобы объясняется факт, что в 14—16 главах Евангелия от Иоанна Иисус использует применительно к Святому Духу местоимение «он», — в таком контексте личное местоимение не является однозначным признаком личности. Кроме того, поскольку Библия приписывает Святому Духу личностные черты, выражения вроде «Дух говорит» или «Дух слышит» носят образный характер и не доказывают, что Он действительно личность [Reasoning from the Scriptures. P. 381].
Как утверждает Общество, Иисус использовал (Иоанна 16:7-8) личное местоимение мужского рода (он) применительно к Святому Духу лишь для согласования со словом «помощник», употребляемым в 14—16 главах. Иными словами, личное местоимение мужского рода здесь не указывает на личность Святого Духа, а обусловлено правилами грамматики, поскольку греческое слово parakletos (помощник) — мужского рода.
В прочих же новозаветных отрывках, продолжает Сторожевая Башня, где используется существительное среднего рода (pneuma, дух), Иисус употребляет местоимение среднего рода (оно). И соответствующий вывод: «Использование в Библии личного местоимения мужского рода в сочетании со [словом „помощник“] в Иоанна 16:7-8 обусловлено лишь правилами грамматики и не продиктовано богословскими соображениями» [Should You Believe in the Trinity? (Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 22].
[Цитата приведена в переводе с английского, поскольку текст в русском издании совершенно другой. Это разночтение, по-видимому, объясняется тем, что в русском языке, в отличие от английского, род местоимения не всегда указывает на одушевленность или неодушевленность объекта речи. Святой Дух в русском языке всегда «он». Соответственно, тем, кто переводил на русский язык «Христианские Греческие Писания» и брошюру «Следует ли верить в Троицу? », пришлось выразить неодушевленность Святого Духа иначе. — Прим. научн. ред.:
Большинство переводчиков, поддерживающих учение о Троице… придают слову «дух» значение живого существа, личности. Грамматически это выражается в русском языке в форме винительного падежа. Винительный падеж одушевленных имен существительных мужского рода соответствует родительному падежу, а винительный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода — именительному.
Несмотря на то что здесь «дух» обозначает действующую силу Бога и, следовательно, является неодушевленным именем существительным, во многих переводах Библии винительный падеж слова «дух» соответствует родительному падежу (духа), что ошибочно указывает на одушевленность духа (Следует ли верить в Троицу? С. 22)].
Библейское учение. Дэвид Рид советует напомнить Свидетелям об одной статье, опубликованной в журнале «Пробудитесь!» за 1973 год: «Дьявол — это персонификация или личность? …Может ли неразумная „сила“ поддерживать беседу с личностью? …Только разумная личность способна на это… „Любое качество, любое действие, указывающие на его личность, описаны в выражениях, которые не допускают иного толкования“» [Пробудитесь! 1973. 8 декабря. (на англ. яз.). P. 27. См. также: David A. Reed, Index of Watchtower Errors (Grand Rapids: Baker Book House, 1990), p. 85].
Если эта логика приемлема, когда речь идет о личности дьявола, ее вполне (и даже с большим основанием) можно использовать для доказательства личности Святого Духа. Ведь Святой Дух может поддерживать беседу с другими личностями (Деяния 8:29; 13:2), обладает всеми свойствами личности (см. 1 Коринфянам 2:10, 12:11; Ефесянам 4:30) и совершает поступки, свойственные личности (см. Иоанна 14:26; 15:26; Деяния 8:29; Римлянам 8:14). Личностные особенности Святого Духа описаны в выражениях, которые не допускают иного толкования.
Мы знаем, что Иисус и апостолы, говоря о Святом Духе, использовали личные местоимения. Но еще важнее другое: Святой Дух использовал личные местоимения, когда говорил о Себе «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деяния 13:2. Что бы ни говорили Свидетели Иеговы, Святой Дух явно считает Себя личностью, а не персонифицированной силой!
По поводу личных местоимений, используемых применительно к Святому Духу, реформатский богослов Чарльз Ходж говорит, что Святой Дух «столь часто изображается личностью в контексте не только поэтической или возвышенной речи, но и обычного повествования и наставления, и Его личность подтверждается столь многими косвенными доказательствами, что объяснять употребление личных местоимений по отношению к Нему персонификацией значит поступать вопреки всем правилам толкования» [Charles Hodge. Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), I:524].
Обратите особое внимание на Иоанна 14:16: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [в ПНМ „помощника“. — Примеч. науч.ред.], да пребудет с вами вовек…». В греческом языке есть два слова, которые переводятся на русский язык словом «другой»: одно из них (heteros) означает «еще один, но иного рода», а другое (alios) — «еще один такой же, следующий». В Иоанна 14:16 использовано слово alios. Таким образом, Иисус говорит, что Он попросит Отца послать другого Утешителя, такого же, как и Он Сам — то есть личность! Все три года Своего земного служения Иисус помогал ученикам, выступая в роли их личного ходатая и представителя, но теперь у них будет другой личный ходатай и представитель — Святой Дух, Который останется с ними навсегда.
Святой Дух придет, чтобы свидетельствовать о Христе (Иоанна 15:26-27). На это способна только личность. Примечательно, что апостолы должны были идти и свидетельствовать после того, как они сами получат свидетельство от Святого Духа. Очевидно, что свидетельство — дело личности [Robert М. Bowman. P. 116].
Иоанна 16:13 также сообщает нам, что Святой Дух «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит». Утверждать, что сила способна повторять услышанное, нелепо [Там же. P. 117]. Это так же нелепо, как ожидать, что электрический ток из моего дома может пересказать вам мои слова.
А что насчет существительных и местоимений среднего рода, которые употребляются применительно к Святому Духу? Говоря о греческих словах мужского, женского и среднего рода, мы вторгаемся в область, которой многие, вероятно, предпочли бы не касаться. Но раз уж Свидетели Иеговы затрагивают этот вопрос в стремлении доказать, что Святой Дух — не личность [Сторожевая башня. 1992. 15 сентября. С. 15 (сноска)], нам придется дать краткий ответ.
Прежде всего, каждое существительное в греческом языке принадлежит к одному из трех родов — мужскому, женскому или среднему. Однако грамматический род не является показателем пола. Дж. У. Уэнхам в своем учебнике греческого языка поясняет, что «в греческом языке род связан с формой слова и не имеет большого отношения к полу. Существуют формы мужского, женского и среднего рода, но греческое слово „хлеб“ всегда мужского рода, „голова“ — женского, а „ребенок“ — среднего» [J. W. Wenham. The Elements of New Testament Greek (Cambridge: Cambridge University Press, 1979), p. 8]. Таким образом, если существительное грамматически относится к мужскому роду, это не означает, что речь идет о существе мужского пола. Если существительное грамматически относится к женскому роду, это не означает, что речь идет о существе женского пола. А если слово относится к среднему роду, это не означает, что речь идет о неодушевленном предмете.
Свидетели Иеговы называют Святой Дух «действующей силой» потому, что греческое слово pneuma, переведенное как «Дух», — среднего рода. Но такая логика, как мы уже отметили выше, ошибочна, поскольку род слова связан с его грамматической формой, а не с половыми или личностными свойствами существа или объекта, обозначенного этим словом. Так, в Писании слова среднего рода используются применительно к младенцам (Луки 1:41, 44; 2:16; 18:15), девицам, (Матфея 9:24-25; Марка 5:39-42), нечистым духам (Матфея 12:24, 27-28; Марка 7:26, 29, 30), и ангелам (Евреям 1:14). Очевидно, что все перечисленные существа — личности, хотя в греческом языке это существительные среднего рода. Мы можем с полной уверенностью заключить, что средний род существительного не свидетельствует об отсутствии личностных свойств.
Хотя средний род и не указывает на отсутствие личности, авторы Писания иногда заменяли существительное среднего рода «Дух» (pneuma) местоимением мужского рода [The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1219]. Богослов Чарльз Райри объясняет:
Согласно любому обычному грамматическому правилу, всякое местоимение, подставленное вместо этого существительного среднего рода (pneuma), и само должно быть среднего рода. Но в некоторых местах библейские авторы не следуют обычным грамматическим канонам и вместо того, чтобы заменить существительное среднего рода (pneuma) местоимением среднего рода, сознательно идут вразрез с грамматическим правилом и используют местоимение мужского рода… Это показывает, что они считали Духа личностью, а не просто вещью [Charles C. Ryrie. P. 14].
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 188-192.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
«Иной помощник»
Учение Сторожевой Башни. Беседуя с учениками в горнице, Иисус назвал Святого Духа «помощником» (ПНМ) — именно в этом качестве Духу приписывается способность «учить», «вести», «свидетельствовать», «говорить» и «слышать» (Иоанна 14:16-17, 26; 15:26; 16:13-15). Но можно ли истолковать эти отрывки как указание на личность Святого Духа?
Если верить Обществу Сторожевой Башни — ни в коем случае. Свидетели Иеговы считают, что подобные отрывки, на первый взгляд изображающие Святого Духа личностью, попросту наделяют Его чертами личности [Reasoning from the Scriptures. P. 380. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 сентября. С. 16 (сноска)]. Именно этим якобы объясняется факт, что в 14—16 главах Евангелия от Иоанна Иисус использует применительно к Святому Духу местоимение «он», — в таком контексте личное местоимение не является однозначным признаком личности. Кроме того, поскольку Библия приписывает Святому Духу личностные черты, выражения вроде «Дух говорит» или «Дух слышит» носят образный характер и не доказывают, что Он действительно личность [Reasoning from the Scriptures. P. 381].
Как утверждает Общество, Иисус использовал (Иоанна 16:7-8) личное местоимение мужского рода (он) применительно к Святому Духу лишь для согласования со словом «помощник», употребляемым в 14—16 главах. Иными словами, личное местоимение мужского рода здесь не указывает на личность Святого Духа, а обусловлено правилами грамматики, поскольку греческое слово parakletos (помощник) — мужского рода.
В прочих же новозаветных отрывках, продолжает Сторожевая Башня, где используется существительное среднего рода (pneuma, дух), Иисус употребляет местоимение среднего рода (оно). И соответствующий вывод: «Использование в Библии личного местоимения мужского рода в сочетании со [словом „помощник“] в Иоанна 16:7-8 обусловлено лишь правилами грамматики и не продиктовано богословскими соображениями» [Should You Believe in the Trinity? (Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 22].
[Цитата приведена в переводе с английского, поскольку текст в русском издании совершенно другой. Это разночтение, по-видимому, объясняется тем, что в русском языке, в отличие от английского, род местоимения не всегда указывает на одушевленность или неодушевленность объекта речи. Святой Дух в русском языке всегда «он». Соответственно, тем, кто переводил на русский язык «Христианские Греческие Писания» и брошюру «Следует ли верить в Троицу? », пришлось выразить неодушевленность Святого Духа иначе. — Прим. научн. ред.:
Большинство переводчиков, поддерживающих учение о Троице… придают слову «дух» значение живого существа, личности. Грамматически это выражается в русском языке в форме винительного падежа. Винительный падеж одушевленных имен существительных мужского рода соответствует родительному падежу, а винительный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода — именительному.
Несмотря на то что здесь «дух» обозначает действующую силу Бога и, следовательно, является неодушевленным именем существительным, во многих переводах Библии винительный падеж слова «дух» соответствует родительному падежу (духа), что ошибочно указывает на одушевленность духа (Следует ли верить в Троицу? С. 22)].
Библейское учение. Дэвид Рид советует напомнить Свидетелям об одной статье, опубликованной в журнале «Пробудитесь!» за 1973 год: «Дьявол — это персонификация или личность? …Может ли неразумная „сила“ поддерживать беседу с личностью? …Только разумная личность способна на это… „Любое качество, любое действие, указывающие на его личность, описаны в выражениях, которые не допускают иного толкования“» [Пробудитесь! 1973. 8 декабря. (на англ. яз.). P. 27. См. также: David A. Reed, Index of Watchtower Errors (Grand Rapids: Baker Book House, 1990), p. 85].
Если эта логика приемлема, когда речь идет о личности дьявола, ее вполне (и даже с большим основанием) можно использовать для доказательства личности Святого Духа. Ведь Святой Дух может поддерживать беседу с другими личностями (Деяния 8:29; 13:2), обладает всеми свойствами личности (см. 1 Коринфянам 2:10, 12:11; Ефесянам 4:30) и совершает поступки, свойственные личности (см. Иоанна 14:26; 15:26; Деяния 8:29; Римлянам 8:14). Личностные особенности Святого Духа описаны в выражениях, которые не допускают иного толкования.
Мы знаем, что Иисус и апостолы, говоря о Святом Духе, использовали личные местоимения. Но еще важнее другое: Святой Дух использовал личные местоимения, когда говорил о Себе «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деяния 13:2. Что бы ни говорили Свидетели Иеговы, Святой Дух явно считает Себя личностью, а не персонифицированной силой!
По поводу личных местоимений, используемых применительно к Святому Духу, реформатский богослов Чарльз Ходж говорит, что Святой Дух «столь часто изображается личностью в контексте не только поэтической или возвышенной речи, но и обычного повествования и наставления, и Его личность подтверждается столь многими косвенными доказательствами, что объяснять употребление личных местоимений по отношению к Нему персонификацией значит поступать вопреки всем правилам толкования» [Charles Hodge. Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), I:524].
Обратите особое внимание на Иоанна 14:16: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [в ПНМ „помощника“. — Примеч. науч.ред.], да пребудет с вами вовек…». В греческом языке есть два слова, которые переводятся на русский язык словом «другой»: одно из них (heteros) означает «еще один, но иного рода», а другое (alios) — «еще один такой же, следующий». В Иоанна 14:16 использовано слово alios. Таким образом, Иисус говорит, что Он попросит Отца послать другого Утешителя, такого же, как и Он Сам — то есть личность! Все три года Своего земного служения Иисус помогал ученикам, выступая в роли их личного ходатая и представителя, но теперь у них будет другой личный ходатай и представитель — Святой Дух, Который останется с ними навсегда.
Святой Дух придет, чтобы свидетельствовать о Христе (Иоанна 15:26-27). На это способна только личность. Примечательно, что апостолы должны были идти и свидетельствовать после того, как они сами получат свидетельство от Святого Духа. Очевидно, что свидетельство — дело личности [Robert М. Bowman. P. 116].
Иоанна 16:13 также сообщает нам, что Святой Дух «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит». Утверждать, что сила способна повторять услышанное, нелепо [Там же. P. 117]. Это так же нелепо, как ожидать, что электрический ток из моего дома может пересказать вам мои слова.
А что насчет существительных и местоимений среднего рода, которые употребляются применительно к Святому Духу? Говоря о греческих словах мужского, женского и среднего рода, мы вторгаемся в область, которой многие, вероятно, предпочли бы не касаться. Но раз уж Свидетели Иеговы затрагивают этот вопрос в стремлении доказать, что Святой Дух — не личность [Сторожевая башня. 1992. 15 сентября. С. 15 (сноска)], нам придется дать краткий ответ.
Прежде всего, каждое существительное в греческом языке принадлежит к одному из трех родов — мужскому, женскому или среднему. Однако грамматический род не является показателем пола. Дж. У. Уэнхам в своем учебнике греческого языка поясняет, что «в греческом языке род связан с формой слова и не имеет большого отношения к полу. Существуют формы мужского, женского и среднего рода, но греческое слово „хлеб“ всегда мужского рода, „голова“ — женского, а „ребенок“ — среднего» [J. W. Wenham. The Elements of New Testament Greek (Cambridge: Cambridge University Press, 1979), p. 8]. Таким образом, если существительное грамматически относится к мужскому роду, это не означает, что речь идет о существе мужского пола. Если существительное грамматически относится к женскому роду, это не означает, что речь идет о существе женского пола. А если слово относится к среднему роду, это не означает, что речь идет о неодушевленном предмете.
Свидетели Иеговы называют Святой Дух «действующей силой» потому, что греческое слово pneuma, переведенное как «Дух», — среднего рода. Но такая логика, как мы уже отметили выше, ошибочна, поскольку род слова связан с его грамматической формой, а не с половыми или личностными свойствами существа или объекта, обозначенного этим словом. Так, в Писании слова среднего рода используются применительно к младенцам (Луки 1:41, 44; 2:16; 18:15), девицам, (Матфея 9:24-25; Марка 5:39-42), нечистым духам (Матфея 12:24, 27-28; Марка 7:26, 29, 30), и ангелам (Евреям 1:14). Очевидно, что все перечисленные существа — личности, хотя в греческом языке это существительные среднего рода. Мы можем с полной уверенностью заключить, что средний род существительного не свидетельствует об отсутствии личностных свойств.
Хотя средний род и не указывает на отсутствие личности, авторы Писания иногда заменяли существительное среднего рода «Дух» (pneuma) местоимением мужского рода [The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1219]. Богослов Чарльз Райри объясняет:
Согласно любому обычному грамматическому правилу, всякое местоимение, подставленное вместо этого существительного среднего рода (pneuma), и само должно быть среднего рода. Но в некоторых местах библейские авторы не следуют обычным грамматическим канонам и вместо того, чтобы заменить существительное среднего рода (pneuma) местоимением среднего рода, сознательно идут вразрез с грамматическим правилом и используют местоимение мужского рода… Это показывает, что они считали Духа личностью, а не просто вещью [Charles C. Ryrie. P. 14].
читать (pdf)