Хотя некоторые относят эти слова ко всем людям, как из иудеев, так и из язычников, еще не ставшим учениками Христа, я не сомневаюсь, что Христос имел в виду призвание язычников. «Двором» Он зовет собрание древнего народа, который, отделившись от прочих народов мира, стал стадом Божиим и единым телом. Ибо Бог так принял к Себе иудеев, что окружил их словно оградой обрядами и церемониями, дабы к ним не примешались неверующие. Хотя входом в эту овчарню и был завет вечной жизни, заключенный во Христе. Посему другими овцами Христос зовет тех, кто не имел такого признака, относясь к иному роду. Итог таков: пастырское служение Христа не ограничивается иудеями, но простирается дальше. Истинно то, что сказал Августин: как внутри Церкви имеется множество волков, так и снаружи – множество овец. Однако это мало подходит к настоящему отрывку. Ведь здесь идет речь о внешней Церкви. Ибо язычники, до этого бывшие чужими, затем были призваны в царство Божие вместе с иудеями. Но я согласен, что толкование Августина уместно в том, что Христос зовет овцами неверующих, которые сами по себе меньше всего ими являлись. Этим Он хочет сказать не только то, какими они будут, скорее Он имеет в виду тайное избрание Отца (Толкование на Евангелие от Иоанна).
«Другие овцы»
Учение Сторожевой Башни. Стих Иоанна 10:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «У меня есть и другие овцы, которые не из этого загона; их я тоже должен привести, и они будут слушаться моего голоса и станут одно стадо, один пастырь» . Как говорят Свидетели Иеговы, на небо пойдут лишь 144 000 помазанных духом верующих, но у Бога есть и «другие овцы» — другие истинно верующие, — которые получат жизнь вечную и будут жить в земном раю. Как уже говорилось выше, возможность войти в число 144 000 исчезла в 1935 году.
[В сегодняшних публикациях Сторожевой Башни эта мысль выражается более осторожно: «Скорее всего, полное число членов духовного Израиля, „малого стада“, уже набрано» (Сторожевая башня. 2000, 1 сентября. С. 22). Ранее руководители Общества говорили об этом с большей уверенностью: «В отчете из „Ежегодника Свидетелей Иеговы“ за 1939 год говорилось: „Теперь на земле осталось немного помазанных последователей Христа Иисуса, и их число никогда не увеличится…“» (Сторожевая башня. 1999. 1 февраля. С. 18).
И все же в наши дни к числу «помазанников» изредка продолжают присоединяться новые Свидетели Иеговы. В 1970 году Фредерик Франц — будущий четвертый президент, а тогда еще только вице-президент Общества, — прокомментировал это явление так: «Нет, сбор завершен!… Он завершился в 1931-1935 годах! Дополнительного сбора не будет. Но кто же тогда те немногие, которые недавно стали принимать от символов на Вечере воспоминания? Если они принадлежат к остатку, то они из числа замены! Они не дополняют класс помазанников, а заменяют тех, кто отошел [от истины]» (Сторожевая башня. 1999. 1 февраля. С. 19; см. также: Сторожевая башня. 1998. 15 февраля. С. 20). — Примеч. науч. ред.].
Журнал «Сторожевая башня» объясняет, что «тот же [святой] дух действует сегодня на „других овец“ Иисуса, не пробуждая в них, однако, надежды и желания жить на небе… Получив от Бога надежду на вечную жизнь в земном раю, они с радостью поддерживают помазанный остаток, активно проповедуя в то время, когда так близок Божий новый мир праведности…» [Сторожевая башня. 1998. 15 февраля. С. 19].
Этим «другим овцам» будет доверена честь владычествовать над землей, возделывать и наполнять ее. Они не пойдут на небеса, но будут жить в блаженстве на совершенной и восстановленной земле [Сторожевая башня. 2000. 1 сентября. С. 22]. Поскольку эти «овцы» усердно возвещают Царство людям по всему миру и приводят в «стадо» новых овец, их число постоянно растет, в отличие от точно установленного числа членов помазанного класса (144 000).
Библейское учение. Из контекста совершенно ясно, что слова «другие овцы» в Иоанна 10:16 относятся к верующим из язычников в противоположность верующим из иудеев. Для правильного понимания этих слов важно помнить, что Евангелия называют евреев «погибшими овцами дома Израилева» (Матфея 10:6; 15:24), а тех евреев, которые последовали за Христом, — Его «овцами» (Иоанна 10).
Иисус часто называл Своих учеников-евреев овцами Своего стада. Например, давая Двенадцати наставления относительно их будущего служения, Он сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матфея 10:16. Впоследствии Иисус предупреждал учеников, что после Его распятия они разбегутся: «…поражу пастыря, и рассеются овцы стада…» (Матфея 26:31).
Когда Иисус говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора…» (Иоанна 10:16, Он явно имел в виду верующих из язычников. Уверовавшие язычники и евреи составят одно стадо, и у них будет один Пастырь (Иоанна 10:16). Это полностью соответствует сказанному в Ефесянам 2:11-22, где мы читаем, что во Христе евреи и язычники обретут мир в одном, теле. В Галатам 3:28 Павел сообщает нам, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Подобным же образом, в Колоссянам 3:11 говорится об обновлении, в котором «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос».
В конце Иоанна 10:16 сказано: «…и будет одно стадо и один Пастырь». Не будет одного стада Божиих людей на небесах и другого на земле. Не будет различия между классом помазанников и «другими овцами». Все будут жить вместе как «одно стадо» с «одним пастырем».
читать (pdf)