Учение Сторожевой Башни. Екклесиаст 9:5 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо живые осознают, что они умрут; мертвые же вовсе ничего не осознают, и нет им более воздаяния, потому что память о них была предана забвению» (пер. с англ.). «Наши умершие ничего не знают, — утверждает Сторожевая Башня. — Они не страдают и никак на нас не влияют» [Познание, ведущее к вечной жизни. С. 83. См. также: Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 77].
Библейское учение. Евангелические богословы толкуют этот стих по-разному, но все сходятся в одном: здесь ничего не сказано о том, что человек не может сознательно существовать после смерти. Давайте вкратце рассмотрим два основных толкования:
1) Хорошо известно, что Книга Екклесиаста излагает две противоположные точки зрения на положение человека в мире. Одна из них — это светский, гуманистический, материалистический взгляд, в рамках которого все понимается с ограниченной, земной позиции, без учета Личности Бога и Его участия в делах человека. Эта приземленная точка зрения абсолютно лишена опоры на божественное откровение [Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), p. 59].
Вторая точка зрения — это благочестивый, духовный подход, который рассматривает жизнь и ее проблемы, воздавая должные почести Богу. Эта точка зрения принимает в расчет божественное откровение, когда истолковывает жизнь и ее проблемы. Именно эта позиция одерживает верх в конце Книги Екклесиаста [DavidA. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 40].
Многие богословы полагают, что тот конкретный текст, о котором мы говорим (Екклесиаст 9:1-10), отражает как раз земную точку зрения, не подкрепленную божественным откровением [Там же]. Дэвид Рид поясняет:
Автор не просто говорит в 5-м стихе, что мертвые ничего не знают, но и прибавляет, что «нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (ст. 6. (Спросите Свидетеля Иеговы, верит ли он в то, что мертвые умерли навсегда. Он ответит «нет», п3отому что верит в будущее воскресение на этой земле под солнцем.) 2-й стих выражает мысль, что «всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому», а это противоречит всему остальному Писанию. (Спросите Свидетеля, верит ли он, что его ждет одна и та же участь, кем бы он ни был — праведником или нечестивым. Он ответит «нет».) <…> Мы приходим к выводу, что 5-й стих находится в разделе, который отражает атеистическую, мирскую точку зрения, а не точку зрения Бога [Там же. P. 40-41].
Поскольку Екклесиаст 9:1-10 выражает чисто человеческую позицию, в 5-м стихе сказано, что с чисто человеческой точки зрения мертвые ничего не знают. В таком случае 5-й стих не выражает Божью истину, и на него не следует ссылаться в подтверждение мысли, что сознательного существования после смерти нет.
Подхватывая мысль Дэвида Рида, исследователь учения Сторожевой Башни Мэриан Бодин указывает еще на один нюанс данного стиха. Она говорит: «Если слова „ничего не знают“ означают, что мертвые пребывают в бессознательном состоянии в могиле или духовном мире, то [слова] „и уже нет им воздаяния“ означают, что после „этой“ жизни не будет ни воскресения, ни воздаяния» [Jerry and Marian Bodine. P. 59].
2) Другие евангелические богословы истолковывают Екклесиаст 9:5 в том смысле, что умершие не осознают события, происходящие в физическом мире. Роберт Джемисон, А. Р. Фоссет и Дэвид Браун в своем комментарии утверждают, что умершие ничего не знают «о том, что касается их телесных чувств и мирских дел (Иов 14:21; Ис. 63:16)» [RobertJamieson, A. R. Fausset, andDavidBrown. A Commentary — Critical, Experimental, and Practical — on the Old and New Testaments (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1973), p. 1305]. Аналогично в толковании X. К. Люпольда на Книгу Екклесиаста мы читаем, что автор этого стиха «всего лишь описывает взаимоотношения мертвых с этим миром» [H. C. Leupold, Exposition of Ecclesiastes (Grand Rapids: Baker Book House, 1981), p. 211]. Тем не менее умершие по-прежнему осознают все, что не связано с физическим, земным миром.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 299-301.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Мертвые ничего не знают?
Учение Сторожевой Башни. Екклесиаст 9:5 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо живые осознают, что они умрут; мертвые же вовсе ничего не осознают, и нет им более воздаяния, потому что память о них была предана забвению» (пер. с англ.). «Наши умершие ничего не знают, — утверждает Сторожевая Башня. — Они не страдают и никак на нас не влияют» [Познание, ведущее к вечной жизни. С. 83. См. также: Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 77].
Библейское учение. Евангелические богословы толкуют этот стих по-разному, но все сходятся в одном: здесь ничего не сказано о том, что человек не может сознательно существовать после смерти. Давайте вкратце рассмотрим два основных толкования:
1) Хорошо известно, что Книга Екклесиаста излагает две противоположные точки зрения на положение человека в мире. Одна из них — это светский, гуманистический, материалистический взгляд, в рамках которого все понимается с ограниченной, земной позиции, без учета Личности Бога и Его участия в делах человека. Эта приземленная точка зрения абсолютно лишена опоры на божественное откровение [Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), p. 59].
Вторая точка зрения — это благочестивый, духовный подход, который рассматривает жизнь и ее проблемы, воздавая должные почести Богу. Эта точка зрения принимает в расчет божественное откровение, когда истолковывает жизнь и ее проблемы. Именно эта позиция одерживает верх в конце Книги Екклесиаста [David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 40].
Многие богословы полагают, что тот конкретный текст, о котором мы говорим (Екклесиаст 9:1-10), отражает как раз земную точку зрения, не подкрепленную божественным откровением [Там же]. Дэвид Рид поясняет:
Автор не просто говорит в 5-м стихе, что мертвые ничего не знают, но и прибавляет, что «нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (ст. 6. (Спросите Свидетеля Иеговы, верит ли он в то, что мертвые умерли навсегда. Он ответит «нет», п3отому что верит в будущее воскресение на этой земле под солнцем.) 2-й стих выражает мысль, что «всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому», а это противоречит всему остальному Писанию. (Спросите Свидетеля, верит ли он, что его ждет одна и та же участь, кем бы он ни был — праведником или нечестивым. Он ответит «нет».) <…> Мы приходим к выводу, что 5-й стих находится в разделе, который отражает атеистическую, мирскую точку зрения, а не точку зрения Бога [Там же. P. 40-41].
Поскольку Екклесиаст 9:1-10 выражает чисто человеческую позицию, в 5-м стихе сказано, что с чисто человеческой точки зрения мертвые ничего не знают. В таком случае 5-й стих не выражает Божью истину, и на него не следует ссылаться в подтверждение мысли, что сознательного существования после смерти нет.
Подхватывая мысль Дэвида Рида, исследователь учения Сторожевой Башни Мэриан Бодин указывает еще на один нюанс данного стиха. Она говорит: «Если слова „ничего не знают“ означают, что мертвые пребывают в бессознательном состоянии в могиле или духовном мире, то [слова] „и уже нет им воздаяния“ означают, что после „этой“ жизни не будет ни воскресения, ни воздаяния» [Jerry and Marian Bodine. P. 59].
2) Другие евангелические богословы истолковывают Екклесиаст 9:5 в том смысле, что умершие не осознают события, происходящие в физическом мире. Роберт Джемисон, А. Р. Фоссет и Дэвид Браун в своем комментарии утверждают, что умершие ничего не знают «о том, что касается их телесных чувств и мирских дел (Иов 14:21; Ис. 63:16)» [Robert Jamieson, A. R. Fausset, and David Brown. A Commentary — Critical, Experimental, and Practical — on the Old and New Testaments (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1973), p. 1305]. Аналогично в толковании X. К. Люпольда на Книгу Екклесиаста мы читаем, что автор этого стиха «всего лишь описывает взаимоотношения мертвых с этим миром» [H. C. Leupold, Exposition of Ecclesiastes (Grand Rapids: Baker Book House, 1981), p. 211]. Тем не менее умершие по-прежнему осознают все, что не связано с физическим, земным миром.
читать (pdf)