Автор Послания к евреям призывает своих читателей к стойкости во время испытаний и гонений. В стихе 12:5 он пишет: «Вы... забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: „сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя...“» Слово «наказание» в таком контексте естественным образом воспринимается как справедливое воздаяние за некий проступок. И на первый взгляд такое прочтение может показаться правильным.
В конце концов, ведь читатели подумывали о том, чтобы отступить от веры, желая избежать гонений. Однако семантический диапазон слова «наказание» и греческого слова παιδεία, к счастью, не одинаков. Полное определение слова παιδεία в лексиконе BDAG выглядит следующим образом:
1. Акт преподания наставлений о том, как вести ответственную жизнь, воспитание, обучение, назидание; в нашей литературе, главным образом, внушение с помощью наказания, исправления.
2. Состояние, к которому человека приводят путем правильного воспитания, обучения.
Иначе говоря, παιδεία - не всегда результат наказания за грех.
Слово παιδεία встречается в Новом Завете шесть раз. Четырежды в 12-й главе Послания к евреям (ст. 5, 7, 8, 11), в Еф. 6:4 («отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении [παιδείᾳ] и наставлении Господнем») и во 2 Тим. 3:16 («Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления и наставления [παιδείαν] в праведности»).
Историческим контекстом употребления этого слова, очевидно, следует считать провербиальную мудрость Отца, воспитывающего своего сына. Например, в Прит. 3:11 говорится: «Наказания [παιδείας] Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его...» Иными словами, в самом слове нет никаких указаний на то, что ребенок сделал нечто предосудительное в нравственном или каком-либо ином отношении. Пояснить, сделал ли ребенок что-то нехорошее и заслуживает ли он применения воспитательных мер в виде наказания, должен непосредственный контекст.
Кроме того, однокоренной глагол παιδεύω может означать «учить, наставлять» в общем смысле, вне какой-либо связи с проступками. Так, Павла обучал Гамалиил (Деян. 22:3). Моисей был научен мудрости египетской (Деян. 7:22).
Однако преступники могут быть подвергнуты и наказанию — именно так Пилат предложил поступить с Иисусом, чтобы успокоить иудейских вождей (Лк. 23:22).
Когда наступают трудные времена, Бог, как любящий Отец, действует посреди тягот и страданий, но не всегда наказывает Своих детей. Он «воспитывает» нас, помогая нам учиться и взрослеть. Но иногда мы действительно нуждаемся в наказании. В других случаях нас нужно просто формировать, образовывать, направлять. Причинение боли - не всегда наказание за грех. Вне всякого сомнения, книга Иова и Иоанна 9:2 уже отучили любого ответственного христианина думать иначе.
Оглядываясь на радости и печали моей собственной жизни, я понимаю, что боль была необходимой и важной частью взросления. Это один из инструментов в арсенале нашего Бога Отца, с помощью которого он образовывает и формирует нас, преображая от славы в славу, чтобы сделать нас похожими на Своего Сына. Посреди страданий легко забыть, что главная цель Бога — не избавить меня от боли, а взращивать во мне подобие Христа.
Поэтому Он стоит и наблюдает за нами, сожаления о боли, которую мы терпим, и любя нас настолько, чтобы пройти через эту боль вместе с нами. И все это, как сказано в Евр. 12:8, доказывает, что мы Его дети и можем быть причастниками Его святости (ст. 10).
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Автор Послания к евреям призывает своих читателей к стойкости во время испытаний и гонений. В стихе 12:5 он пишет: «Вы... забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: „сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя...“» Слово «наказание» в таком контексте естественным образом воспринимается как справедливое воздаяние за некий проступок. И на первый взгляд такое прочтение может показаться правильным.
В конце концов, ведь читатели подумывали о том, чтобы отступить от веры, желая избежать гонений. Однако семантический диапазон слова «наказание» и греческого слова παιδεία, к счастью, не одинаков. Полное определение слова παιδεία в лексиконе BDAG выглядит следующим образом:
Иначе говоря, παιδεία - не всегда результат наказания за грех.
Слово παιδεία встречается в Новом Завете шесть раз. Четырежды в 12-й главе Послания к евреям (ст. 5, 7, 8, 11), в Еф. 6:4 («отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении [παιδείᾳ] и наставлении Господнем») и во 2 Тим. 3:16 («Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления и наставления [παιδείαν] в праведности»).
Историческим контекстом употребления этого слова, очевидно, следует считать провербиальную мудрость Отца, воспитывающего своего сына.
Например, в Прит. 3:11 говорится: «Наказания [παιδείας] Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его...» Иными словами, в самом слове нет никаких указаний на то, что ребенок сделал нечто предосудительное в нравственном или каком-либо ином отношении. Пояснить, сделал ли ребенок что-то нехорошее и заслуживает ли он применения воспитательных мер в виде наказания, должен непосредственный контекст.
Кроме того, однокоренной глагол παιδεύω может означать «учить, наставлять» в общем смысле, вне какой-либо связи с проступками. Так, Павла обучал Гамалиил (Деян. 22:3). Моисей был научен мудрости египетской (Деян. 7:22).
Однако преступники могут быть подвергнуты и наказанию — именно так Пилат предложил поступить с Иисусом, чтобы успокоить иудейских вождей (Лк. 23:22).
Когда наступают трудные времена, Бог, как любящий Отец, действует посреди тягот и страданий, но не всегда наказывает Своих детей. Он «воспитывает» нас, помогая нам учиться и взрослеть. Но иногда мы действительно нуждаемся в наказании. В других случаях нас нужно просто формировать, образовывать, направлять. Причинение боли - не всегда наказание за грех. Вне всякого сомнения, книга Иова и Иоанна 9:2 уже отучили любого ответственного христианина думать иначе.
Оглядываясь на радости и печали моей собственной жизни, я понимаю, что боль была необходимой и важной частью взросления. Это один из инструментов в арсенале нашего Бога Отца, с помощью которого он образовывает и формирует нас, преображая от славы в славу, чтобы сделать нас похожими на Своего Сына. Посреди страданий легко забыть, что главная цель Бога — не избавить меня от боли, а взращивать во мне подобие Христа.
Поэтому Он стоит и наблюдает за нами, сожаления о боли, которую мы терпим, и любя нас настолько, чтобы пройти через эту боль вместе с нами. И все это, как сказано в Евр. 12:8, доказывает, что мы Его дети и можем быть причастниками Его святости (ст. 10).