Свидетели Иеговы часто используют этот стих в подтверждение того, что никто не способен понять Библию без помощи избранных Богом служителей:
Филипп, руководимый духом святым, помог евнуху понять пророчество Исаии… Что это показывает? То, что мало читать Библию одному. С помощью святого духа Иегова руководит верным и благоразумным рабом, чтобы помогать нам получать своевременное понимание Своего Слова (Сторожевая башня, 1 декабря 2002 года, с. 17).
Следуя руководству ангела, христианский благовестник Филипп спросил у него: «Понимаешь ли, что читаешь?» Эфиоп смиренно ответил: «Как же я могу, если никто не наставит меня?» И упросил Филиппа объяснить ему этот отрывок из Писания. Объяснение Филиппа не было его собственной трактовкой пророчества, поскольку Филипп не просто читал Библию самостоятельно — он поддерживал тесную связь с Божьей видимой организацией. Поэтому он мог помочь эфиопу, поделившись с ним тем, что узнал сам в процессе обучения, которое Иегова предоставлял через эту организацию (Деяния 6:5, 6; 8:5, 26—35). Так и сегодня, никто сам по себе не приходит к правильному пониманию намерений Иеговы. Мы все нуждаемся в помощи, которую Иегова любящим образом оказывает через свою видимую организацию (Поклоняйтесь единственному истинному Богу [2006], с. 26).
Следует заметить, что в своих комментариях Общество Сторожевой Башни вчитывает в этот текст гораздо больше того, о чем он говорит на самом деле. Нигде в рассказе о беседе диакона Филиппа и евнуха Лука ни единым намеком не упоминает о значимости «связи с Божьей видимой организацией» для понимания Библии и не осуждает самостоятельное чтение Писания.
Поскольку евнух читал ветхозаветное пророчество Исаии, а Евангелия, в которых повествуется об исполнении этого пророчества в смерти и воскресении Христа, еще не были написаны, евнух естественно нуждался в объяснении смысла написанного. Проблема была не в том, что он не понимал текст пророчества, а в том, что он еще не знал о его исполнении: «Прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» (стих 34). Поэтому Филипп «начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35).
Сегодня та самая благая весть, которой Филипп делился с евнухом, доступна любому человеку в печатном виде, и любой интересующийся человек может ознакомиться с ней совершенно самостоятельно. Это вовсе не означает, что неверующий и новообращенный совершенно не нуждается в помощи со стороны верующих для понимания Библии, однако принадлежность к какой-то видимой организации вовсе не является необходимым условием понимания Евангелия.
Заслуживает внимания и то, что Филипп, крестив евнуха по его просьбе, спокойно позволил ему продолжить путь в страну, где христианских собраний на тот момент еще не было, и не стал настаивать на том, чтобы евнух остался и поддерживал «связь с видимой Божьей организацией». Если никакое понимание Писания без помощи организации невозможно, такое поведение Филиппа выглядит странно.
Более того, и сам Филипп в тот период своей жизни как раз остался без связи с Церковью, поскольку остался в одиночестве, покинув Иерусалим после гонений (Деян. 8:4-5).
Учение Сторожевой Башни. В Деяниях 8:30-31 говорится, как Филипп встретил эфиопского евнуха, который читал Книгу пророка Исаии, и спросил его: «Понимаешь ли, что читаешь?» (ПНМ). Тот ответил: «Как же я могу, если никто не наставит меня?» Тогда Филипп сел рядом с евнухом, чтобы наставить его.
В этом отрывке Свидетели Иеговы находят подтверждение, что Общество Сторожевой Башни — это организация, созданная Богом на земле, чтобы толковать Библию. Они говорят, что человечество не может понять Писание без помощи Общества, — точно так же, как евнух, читавший Книгу пророка Исаии, не мог понять ее без помощи Филиппа. В изданной Сторожевой Башней книге Your Will Be Done on Earth говорится: «Для того чтобы понимать Слово Бога и распознавать его волю, мы... нуждаемся в помощи его преданного, организованного народа [помазанных верующих в Обществе Сторожевой Башни]. Читавший Библию эфиоп признал этот факт» [Your Will Be Done on Earth (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1958), p. 362, вставка автора. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 июля. С. 3].
Библейское учение. Свидетели Иеговы вкладывают в названный отрывок совершенно чуждый ему смысл. Да, эта история показывает, что подчас человек просто неспособен понять Писание без помощи со стороны. Смысл некоторых мест Писания не всегда очевиден даже для тех, кто искренне пытается его понять. (Петр открыто писал, что некоторые из писаний апостола Павла трудны для понимания — 2 Петра 3:16.) Именно поэтому Бог дает Церкви учителей (Ефесянам 4:11). И именно поэтому Дух Святой просвещает и наставляет нас (Иоанна 16:12-15; 1 Коринфянам 2:9-12).
Но в приведенном выше отрывке нет никаких указаний на организацию, непогрешимые взгляды которой были бы обязаны принимать все истинные последователи Бога. Здесь говорится, что один человек (Филипп) проповедовал эфиопу непосредственно из Писания (а не из публикаций, составленных некоей организацией), после чего евнух исповедал свою веру во Христа и был крещен (Деяния 8:34-38) [Robert М. Bowman. С. 62].
Примечателен и другой факт. Библия сообщает нам: «Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха... и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деяния 8:39). Евнуху не нужно было вступать ни в какую организацию и подчиняться ее толкованиям [Там же]. Евнух больше никогда в жизни не видел Филиппа! Однако он не только не ощутил никакой потери после ухода учителя, но и продолжал свой путь, радуясь Спасителю.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 33-34.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Свидетели Иеговы часто используют этот стих в подтверждение того, что никто не способен понять Библию без помощи избранных Богом служителей:
Следует заметить, что в своих комментариях Общество Сторожевой Башни вчитывает в этот текст гораздо больше того, о чем он говорит на самом деле. Нигде в рассказе о беседе диакона Филиппа и евнуха Лука ни единым намеком не упоминает о значимости «связи с Божьей видимой организацией» для понимания Библии и не осуждает самостоятельное чтение Писания.
Поскольку евнух читал ветхозаветное пророчество Исаии, а Евангелия, в которых повествуется об исполнении этого пророчества в смерти и воскресении Христа, еще не были написаны, евнух естественно нуждался в объяснении смысла написанного. Проблема была не в том, что он не понимал текст пророчества, а в том, что он еще не знал о его исполнении: «Прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» (стих 34). Поэтому Филипп «начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35).
Сегодня та самая благая весть, которой Филипп делился с евнухом, доступна любому человеку в печатном виде, и любой интересующийся человек может ознакомиться с ней совершенно самостоятельно. Это вовсе не означает, что неверующий и новообращенный совершенно не нуждается в помощи со стороны верующих для понимания Библии, однако принадлежность к какой-то видимой организации вовсе не является необходимым условием понимания Евангелия.
Заслуживает внимания и то, что Филипп, крестив евнуха по его просьбе, спокойно позволил ему продолжить путь в страну, где христианских собраний на тот момент еще не было, и не стал настаивать на том, чтобы евнух остался и поддерживал «связь с видимой Божьей организацией». Если никакое понимание Писания без помощи организации невозможно, такое поведение Филиппа выглядит странно.
Более того, и сам Филипп в тот период своей жизни как раз остался без связи с Церковью, поскольку остался в одиночестве, покинув Иерусалим после гонений (Деян. 8:4-5).