1:9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
1:10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
1:11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
«Незримое второе пришествие»?
Учение Сторожевой Башни. Текст Деяний 1:9-11 в «Переводе нового мира» звучит следующим образом: «И, сказав это, — в то время как они смотрели, — вознесся, и облако скрыло его от их взоров. И в то время как они глядели в небо, когда он уходил, и вот, рядом с ними встали два мужа в белых одеждах и сказали: „Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите в небо? Этот Иисус, который был взят от вас на небо, придет таким же образом, каким вы видели его уходящим на небо“».
Как утверждают Свидетели Иеговы, «образ, которым Иисус ушел на небо», заключается в том, что Он скрылся из виду, и Его уход видели только ученики. Мир ничего не знал об этом событии. В процитированном отрывке сказано, что второе пришествие Христа произойдет точно так же, — иными словами, мир ничего не будет знать о незримом пришествии Христа [Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 145]. И весь мир действительно ничего не знал о незримом пришествии Христа в 1914 году.
Библейское учение. В своем анализе этого отрывка Общество Сторожевой Башни путает «образ» со «следствием». Образом вознесения Иисуса было не «исчезновение из вида»; скорее, «исчезновение из вида» было следствием Его вознесения. Образ же, которым вознесся на небеса Иисус, был видимым и телесным. Иисус вознесся видимым и телесным образом, вследствие чего исчез из вида. Соответственно, при Своем втором пришествии Христос придет зримым и телесным образом и появится на виду у всех.
Упоминание об облаке в Деяниях 1:9 имеет большое значение, потому что в Новом Завете облака часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров:
Когда Иисус беседовал с учениками на горе Преображения, «облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Матфея 17:5).
По поводу Своего второго пришествия Иисус сказал: «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (Матфея 24:30).
Отвечая первосвященнику на суде, Иисус сказал: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Матфея 26:64).
В Ветхом Завете облака тоже часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров:
«И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» (Исход 16:10).
Когда скиния в пустыне была построена, на нее опустилось облако славы, и люди не могли туда войти: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исход 40:34-35.
Божия слава явилась в виде облака и во время освящения храма Соломонова: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Царств 8:10-11).
Все приведенные выше цитаты свидетельствуют о следующем: преображение (Матфея 17), вознесение (Деяния 1) и второе пришествие (Матфея 24) — это три последовательных явления божественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об облаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при втором пришествии [См.: The Expositor's Bible Commentary, ed. Frank A. Gaebelein. Acts (Grand Rapids: Zondervan Publishing House), p. 258]. Экзегет Ф. Ф. Брюс поясняет: «В каждом случае [преображение, вознесение и второе пришествие] под облаком, вероятно, следует понимать облако Шехины — то самое облако, которое во времена Моисея окутывало скинию собрания, являясь для Израиля видимым признаком того, что в ней пребывает слава Господа (Исход 40:34). Таким образом, в последний раз, когда апостолы видели своего Господа внешним зрением [при Вознесении, в 1-й главе Деяний], им было дано „Богоявление: Иисус, окутанный облаком Божественного присутствия“» [F. F. Bruce. The Book of Acts (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 41 (вставки автора)].
Иисус вознесся на небеса в видимом сиянии Божьей славы и вернется также в видимом сиянии Божьей славы [Там же]. Описанные в Деяниях 1:9-11 факты невозможно исказить настолько, чтобы учение Сторожевой Башни о незримом возвращении Христа выглядело истиной.
читать (pdf)