3:19. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
Διαταγεὶς δι’ ἀγγέλων («преподан через Ангелов»); см. также слова Стефана в Деян. 7:53 (εἰς διαταγὰς ἀγγέλων) и Евр 2:2, где закон назван «через Ангелов возвещенным словом» (δι’ ἀγγέλων λαληθεὶς λόγος).
Об участии ангелов в даровании закона в ВЗ упоминаний нет. Самый близкий по смыслу текст — описание богоявления во Втор. 33:2: «Господь пришел от Синая… шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона». Смысл фразы אשׁ דת, переведенной как «огонь закона», неясен; в Септуагинте этот оборот переведен следующим образом: ἐκ δεξιῶν αὐτοῦ ἄγγελοι μετ᾽ αὐτοῦ («и одесную Его ангелы с Ним»). «Возможно, — писал Жан Кальвин, — что и Павел, и Стефан вывели из этого текста мысль о том, что закон был „преподан через ангелов, рукою посредника“, поскольку его авторитетность убедительно подтверждалась наличием столь многочисленных свидетелей» (Согласование последних четырех книг Пятикнижия).
Павел, как и Стефан, ссылается на участие ангелов в даровании закона как на общеизвестный факт. Однако найти какое-либо сохранившееся упоминание об этом в текстах, написанных раньше Послания к галатам, трудно. В I главе Книги Юбилеев «ангел лица» берет «скрижали деления лет от творения, седмин и юбилеев, закона и свидетельства» и диктует их содержание Моисею; однако это нельзя приравнять к преподанию закона через ангелов. Филон Александрийский (De Somniis 1.141-143), рассуждая об ангелах, которых Иаков видел во сне в Вефиле, описывает их как «посредников» (μεσίτης) и утверждает, что народ на Синае сказал как раз одному из этих посредников: «Говори ты с нами… но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19), — хотя на самом деле их просьба была адресована Моисею. Филон, как и автор Книги Юбилеев, ни словом не упоминает об участии ангелов в преподании закона. Иногда новозаветные отрывки сравнивают с фрагментом из «Завета Дана»: «Приближайтесь к Богу и Ангелу, ходатайствующему за вас», — однако в данном случае ангел лишь «посредник Бога и людей, и за мир Израиля против царства врага он будет стоять» (подобно Михаилу в Дан. 12:1).
Древнейшее внебиблейское упоминание, возможно, присутствует в речи, которую Иосиф Флавий вкладывает в уста не кого иного, как царя Ирода: «…мы же получили величайшие откровения и священнейшие законы наши от вестников самого Господа Бога» (XV:5:3; ἡμῶν δὲ τὰ κάλλιστα τῶν δογμάτων καὶ τὰ ὁσιώτατα τῶν ἐν τοῖς νόμοις δι᾽ ἀγγέλων παρὰ τοῦ θεοῦ μαθόντων), — хотя всегда считалось, что под «вестниками» здесь имеются в виду люди, пророки или священники. Мидраши таннаев (Мехилта к Исх. 20:18, Сифре к книге Числа [12:5], см. также Псикта раббати 21, 103a) на основании Пс. 67:18 утверждают, что Богу при даровании закона на Синае помогали воинства ангелов, однако это, опять же, не делает ангелов участниками преподания закона.
Что касается новозаветных упоминаний, мысль Стефана заключается в том, что народ продемонстрировал нечестие, когда пренебрег законом, несмотря на то, что закон был преподан через столь высоких и святых существ, как ангелы. Автор же Послания к евреям утверждает, что, «если через Ангелов возвещенное слово» следовало соблюдать под угрозой тяжелейших наказаний, насколько более ужасное наказание ждет тех, кто отвергает спасительную весть, принесенную не ангелами, а самим Господом. Павел, желая подкрепить свой тезис, ссылается на участие ангелов в преподании закона как на свидетельство того, что закон менее важен по сравнению с обещанием, которое Бог дал лично.
Некоторые задавались вопросом, кем следует считать этих участников преподания закона — хорошими или плохими ангелами. Если речь идет о служебных духах, которые сопровождали Бога при Его явлении на горе Синай, то они ex hypothesi хорошие ангелы. Однако некоторые раввины (например, Раба в трактате Брахот 25b; рабби Иошуа бен Леви и Иуда бен Симон в мидраше Псикта раббати 21, 97a; 25, 128a) высказывали предположение, что эти духи были не слишком довольны тем, что Бог собирается даровать Свой закон людям. По мнению А. Марморштейна, подобные предположения «следует расценивать исключительно как отрицание часто повторяемой мысли о том, что Моисей получил Тору от ангелов» (Marmorstein A. Jews and Judaism in the Earliest Christian Apologies // Expositor, series 8, 17 (1919), pp. 100-116).
Bruce F. F. NIGTC: The Epistle to the Galatians (2013)
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Διαταγεὶς δι’ ἀγγέλων («преподан через Ангелов»); см. также слова Стефана в Деян. 7:53 (εἰς διαταγὰς ἀγγέλων) и Евр 2:2, где закон назван «через Ангелов возвещенным словом» (δι’ ἀγγέλων λαληθεὶς λόγος).
Об участии ангелов в даровании закона в ВЗ упоминаний нет. Самый близкий по смыслу текст — описание богоявления во Втор. 33:2: «Господь пришел от Синая… шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона». Смысл фразы אשׁ דת, переведенной как «огонь закона», неясен; в Септуагинте этот оборот переведен следующим образом: ἐκ δεξιῶν αὐτοῦ ἄγγελοι μετ᾽ αὐτοῦ («и одесную Его ангелы с Ним»). «Возможно, — писал Жан Кальвин, — что и Павел, и Стефан вывели из этого текста мысль о том, что закон был „преподан через ангелов, рукою посредника“, поскольку его авторитетность убедительно подтверждалась наличием столь многочисленных свидетелей» (Согласование последних четырех книг Пятикнижия).
Павел, как и Стефан, ссылается на участие ангелов в даровании закона как на общеизвестный факт. Однако найти какое-либо сохранившееся упоминание об этом в текстах, написанных раньше Послания к галатам, трудно. В I главе Книги Юбилеев «ангел лица» берет «скрижали деления лет от творения, седмин и юбилеев, закона и свидетельства» и диктует их содержание Моисею; однако это нельзя приравнять к преподанию закона через ангелов. Филон Александрийский (De Somniis 1.141-143), рассуждая об ангелах, которых Иаков видел во сне в Вефиле, описывает их как «посредников» (μεσίτης) и утверждает, что народ на Синае сказал как раз одному из этих посредников: «Говори ты с нами… но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19), — хотя на самом деле их просьба была адресована Моисею. Филон, как и автор Книги Юбилеев, ни словом не упоминает об участии ангелов в преподании закона. Иногда новозаветные отрывки сравнивают с фрагментом из «Завета Дана»: «Приближайтесь к Богу и Ангелу, ходатайствующему за вас», — однако в данном случае ангел лишь «посредник Бога и людей, и за мир Израиля против царства врага он будет стоять» (подобно Михаилу в Дан. 12:1).
Древнейшее внебиблейское упоминание, возможно, присутствует в речи, которую Иосиф Флавий вкладывает в уста не кого иного, как царя Ирода: «…мы же получили величайшие откровения и священнейшие законы наши от вестников самого Господа Бога» (XV:5:3; ἡμῶν δὲ τὰ κάλλιστα τῶν δογμάτων καὶ τὰ ὁσιώτατα τῶν ἐν τοῖς νόμοις δι᾽ ἀγγέλων παρὰ τοῦ θεοῦ μαθόντων), — хотя всегда считалось, что под «вестниками» здесь имеются в виду люди, пророки или священники.
Мидраши таннаев (Мехилта к Исх. 20:18, Сифре к книге Числа [12:5], см. также Псикта раббати 21, 103a) на основании Пс. 67:18 утверждают, что Богу при даровании закона на Синае помогали воинства ангелов, однако это, опять же, не делает ангелов участниками преподания закона.
Что касается новозаветных упоминаний, мысль Стефана заключается в том, что народ продемонстрировал нечестие, когда пренебрег законом, несмотря на то, что закон был преподан через столь высоких и святых существ, как ангелы. Автор же Послания к евреям утверждает, что, «если через Ангелов возвещенное слово» следовало соблюдать под угрозой тяжелейших наказаний, насколько более ужасное наказание ждет тех, кто отвергает спасительную весть, принесенную не ангелами, а самим Господом. Павел, желая подкрепить свой тезис, ссылается на участие ангелов в преподании закона как на свидетельство того, что закон менее важен по сравнению с обещанием, которое Бог дал лично.
Некоторые задавались вопросом, кем следует считать этих участников преподания закона — хорошими или плохими ангелами. Если речь идет о служебных духах, которые сопровождали Бога при Его явлении на горе Синай, то они ex hypothesi хорошие ангелы. Однако некоторые раввины (например, Раба в трактате Брахот 25b; рабби Иошуа бен Леви и Иуда бен Симон в мидраше Псикта раббати 21, 97a; 25, 128a) высказывали предположение, что эти духи были не слишком довольны тем, что Бог собирается даровать Свой закон людям. По мнению А. Марморштейна, подобные предположения «следует расценивать исключительно как отрицание часто повторяемой мысли о том, что Моисей получил Тору от ангелов» (Marmorstein A. Jews and Judaism in the Earliest Christian Apologies // Expositor, series 8, 17 (1919), pp. 100-116).