После того как род человеческий распространился до великого множества, сыны Божии, сказано, впали в неразумнейшую похотливость к женщинам и и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. Мы знаем, что некоторые из списков Библии ясно имеют такое чтение: видевше же ангелы Божии дщери человечи. Затем некоторые отклоняют обвинение в плотолюбии (от ангелов) и вину в столь гнусной похоти возлагают на падших ангелов, не соблюдших своего начальства, как написано (Иуд. 1, 6). Я же утверждаю и соглашаюсь с тем, что им приличествует всякий недуг духовный; но мне кажется, было бы безрассуднее всего и вполне несообразно с здравым разумом придавать этому веру в отношении к самому делу. Наша цель — усматривать истину во всем написанном, но во всяком случае не уразумевать недуги скопища демонов. Мы видим, что похоти всегда и всего более следуют существующим в нас самих и врожденным нам побуждениям: ибо мы или плотские страсти любим, или имеем обыкновение считать за весьма важное то, посредством чего совершаются дела плоти. И удовольствия не отдаляют нас от законов естественных, как мне самому кажется хорошим и истинным. Как, например, ястие и питие, а также и естественное общение с женщинами суть дела и страсти плотские. А желания богатства и славы служат удовольствием плоти, и почти все страсти в мире происходят чрез это, согласно сказанному мудрым учеником (Христовым): всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Такого рода горестные и опасные похоти легко уловляют нас к тому, чтобы думать и делать дела плоти. А любить то, что вне тела и не естественно, никакое слово не убедит нас. Затем не было ли бы почти безумием говорить, что духи, которые превыше плоти и свободны от нее, любят плотское? Какое бы имели они естественное побуждение к тому, или какой закон побуждал бы их, подобно как нас самих побуждает к тому, чтобы жаждать таких и других подобных страстей? Мы, конечно, не освобождаем демонское скопище от вины в этом: ибо оно нечестиво и скверно, и удобопреклонно ко всему гнусному. Пусть оно недугует вместе с другими, если угодно, и противоестественными удовольствиями. Но когда Божественное Писание говорит, что они сходились с женщинами, а женщины родили так называемых исполинов, то есть огромные чудовища, впрочем, все-таки людей разумных: то как об этом должно рассуждать? Ведь не от духов, совершенно свободных от плоти, может произойти в женщине зарождение человека. Пустословят же некоторые и мудруют над этим, вероятными, как они думают, умозаключениями, прикрывая невозможное: ибо происшедшее среди людей зло они считают демонским и чрез них полагают совершившимся ввержение семени. Но мы найдем мнение их весьма нелепым и полным невежества: ибо чего не изрекло Божественное Писание, то каким образом мы можем принять и считать за истинное? Мы будем читать скорее: увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. В правильности этого чтения утверждает нас и перевод других толковников. Например, Акила говорит: сыны богов, увидев дщерей человеческих. Симмах же вместо: сыны богов, перевел: сыны владычествующих. Сынами богов, а также владычествующих они именовали происшедших от Сифа и Еноса, ради присущей им святости и любви к Богу и ради того, что они в силах побеждать всех противовосстающих, причем, как и справедливо, Бог помогал им и ясно являл этот род священнейшим и святым. Род этот не смешивался с другим, то есть с происшедшими от Каина и Ламеха, который, идя по следам отца, был даже убийцею; ибо признается, яко мужа убих в язву мне, и юношу в струп мне. Доколе священный род пребывал сам по себе и не смешивался с худшим, красота благочестия пред Богом сияла в них чистою и неподдельною и делала их досточудными. Когда же они впали в плотоугодие и, увлеченные женскою красотою, уклонились к отступничеству: брали, сказано, какую кто избрал из дщерей человеческих, то есть происшедших от Каина: то, хотя именовались богами и сынами богов, владычествующих, однако напоследок уклонились к нравам оных и к постыдному, и скверному житию и жизни. И жены стали рождать чудовища, так как Бог обезображивал и самую красоту тел человеческих за невоздержание тогдашних людей в блудных стремлениях. Рождаемые были исполины, то есть дикие и крепкие силою, страдавшие великим безобразием и превосходившие других величиною тела. Должно знать, что обладающих весьма крепкою силою слово богодухновенного Писания обыкновенно называет исполинами. Так, например, о персах и мидянах устами пророка сказано: исполини идут исполнити ярость Мою, радующеся, вкупе и укоряюще (Ис. 13, 3). Но мы отнюдь не будем внимать лжесловесию эллинов: ибо их избранные писатели, особенно же поэты, имеют обыкновение, по своему соображению и произволу, истолковывать и преобразовывать природу вещей, высоко поднимать незначительное и отверженное, и думать, что излишним лжесловесием прикрашивается рассказ, хотя бы сам по себе он был и далек от истины. Из них один говорит, что целая Сицилия одним из исполинов заброшена была на небо. Другой выдумывает о другом еще более несообразное. Исполины были, как я сказал, страшны на вид, обладали непомерною силою, были жестоки и неприступны, превосходили других величиною тела, но не касались головою облаков, как баснословят о них поэты (Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея).
Благоразумие отклоняемо бывает удовольствием от своего пути; и здравое мышление, не обуздываемое Словом, легко впадает в надменность, и следствием сего уклонения бывает низвержение. Доказательством сего служат ангелы, оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю (Педагог).
В настоящем тексте присутствуют три группы действующих лиц:
Главная трудность истолкования связана с отсутствием однозначной идентификации первых двух групп. Соответственно, исторически сложились три точки зрения, каждая из которых имеет длинный список сторонников и противников:
Наиболее древним представляется космологическое толкование:
В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию (Быт. 6) о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов. Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах (статья «Ангелы» в Электронной еврейской энциклопедии).
Упомянутая в приведенной цитате апокрифическая ветхозаветная книга Еноха (она же Первая книга Еноха или Эфиопская книга Еноха) датируется примерно 200 г. до н. э. Интересующий нас отрывок звучит так:
И случилось, — после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: «Давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей»! ...И они взяли себе жен, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклятиям, и открыли им срезывания корней и деревьев. Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей. Они поели все приобретение людей, так что люди уже не могли прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их.
Сторонником такого толкования был и римско-иудейский историк Иосиф Флавий:
Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами, и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее (Иудейские древности I:3:1).
Несмотря на то, что в книге Иова 1:6; 2:1 и 38:7, а также в Пс. 28:1 и 88:7 выражение «сыны Божии» используется в значении «ангелы», космологическое толкование сталкивается с серьезными препятствиями:
Некоторые сторонники космологического толкования ссылаются на такие тексты, как 1 Петра 3:18-20, 2 Петра 2:4 и Иуды 6-7, однако ни в одном из этих отрывков браки между ангелами и людьми не упоминаются. Слова о «блудодеянии» и «хождении за иною плотию» в Иуды 7 относятся к «окрестным городам», а не к падению ангелов.
Следовательно, космологическое толкование не находит подтверждения в канонических Писаниях.
Религиозное толкование предполагает, что грех, за который человечество было наказано, состоял в «преклонении под чужое ярмо с неверными», т. е. в браках между благочестивыми и безбожными людьми.
Однако такое толкование предполагает, что рассматриваемом отрывке слово «люди» употребляется в двух разных значениях: если в стихе 1 оно означает все человечество, то в стихах 2 и 4 — только потомков Каина.
Кроме того, непонятно, почему смешение генов благочестивых и безбожных людей приводит к появлению исполинов.
Наиболее разумным представляется социологическое толкование. Его в своих комментариях, в частности, излагает Раши (1040-1105):
בְּנֵי הָאֱלֹהִים ...сыновья сильных... вельмож и судей... Повсюду в Писании слово אֱלֹהִים означает господство, владычество. И [следующие стихи] доказывают это: «...а ты будешь ему властелином — לֵאלֹהִים» (Исход 4:16); «смотри, я поставил тебя властелином — אֶלֹהִים — фараона» (Исход 7:1).
Далее Раши развивает эту мысль, ссылаясь на мидраш раби Йудана, который утверждает, что грехом, за который человечество постигло наказание, было «право первой ночи», которое присваивали вельможи и судьи:
Сказал раби Йудан: «Написано טבת [вместо טובות; это можно прочесть как טָבַת, что значит „прихорашиваться“.] Когда [невесту] прихорашивали, наряжая ее перед хупой, являлся властитель и овладевал ею первым» (Берешит Раба 26:5).
Помимо этих доводов в пользу предпочтительности социологического толкования свидетельствуют три момента:
Если считать, что в Быт. 6:1-4 речь идет о развращенных властью вельможах, свободно пользовавшихся своей безнаказанностью, нетрудно понять, каким образом на земле усилились грех и развращенность. Именно это и стало причиной наказания, которому подверглось человечество.