Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» текст Бытия 2:7 звучит так: «И далее Иегова Бог создал человека из пыли с земли и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой» (пер. с англ.). Свидетели Иеговы цитируют этот стих в доказательство того, что в человеке нет двух самостоятельных сущностей — духовной и физической. Напротив, человек — это союз физического тела и «дыхания», которые вместе образуют живую душу.
В книге Let God Be True говорится, что «человек представляет собой сочетание двух вещей, а именно „праха земного“ и „дыхания жизни“. Сочетание этих двух вещей (или факторов) образует живую душу, или тварь, именуемую человеком» [Let God Be True. P. 68]. Душа не была дана человеку — он сам стал душой, живой личностью [Reasoning from the Scriptures. P. 375; Сторожевая башня. 1997. 15 мая. С. 6; 1999. 1 апреля. С. 15; 2002. 15 июля. С. 6]. Таким образом, записанное в Книге Бытие ясно доказывает: идея, «что человек обладает бессмертной душой и тем отличается от животного, не находит подтверждения в Писании» [Let God Be True. P. 68].
Библейское учение. Действительно, древнееврейское слово nephesh (душа) в Ветхом Завете иногда обозначает живое существо [Francis Brown. S. R. Driver and Charles A. Briggs. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (Oxford: Clarendon Press, 1980), p. 659]. Примером тому, безусловно, служит Бытие 2:7. Но отсюда не следует, что слово nephesh имеет только такой смысл, или что у человека нет нематериальной сущности.
Объясните Свидетелю Иеговы, что он находит в тексте Бытия 2:7 мысль, которой там нет. Речь здесь идет о том, что человек есть, а не о том, чего у него нет [Robert M. Bowman. «Fact Sheet on the Jehovah's Witnesses» (Christian Research Institute)]. Иными словами, этот стих действительно утверждает, что человек — живое существо, но никоим образом не опровергает факта, что человек обладает нематериальной сущностью. (Бытие 35:18 — хороший пример того, как слово nephesh используется в значении нематериальной сущности человека) [По этому поводу ученые расходятся во мнениях, однако возможность того, что оно относится к нематериальной сущности человека, отрицать нельзя. См.: The New Treasury of Scripture Knowledge (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 5].
Кроме того, в Ветхом Завете nephesh изображается вместилищем чувств и переживаний. Nephesh человека может изнывать (Второзаконие 28:65), скорбеть (Иов 30:25), страдать (Бытие 42:21), огорчаться (Иов 3:20), испытывать потрясение (Псалтирь 6:4) и веселиться (Псалтирь 85:4). Очевидно, что душе человека свойствен широкий спектр эмоциональных проявлений.
В этом смысле слово nephesh, по-видимому, относится к нашему «внутреннему человеку». Это допущение отлично объясняет такие стихи, как Иов 30:16: «И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня». Аналогично в Псалме 41:7 говорится: «Унывает во мне душа моя…», а в Ионы 2:8 мы читаем: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе…».
Я должен напомнить вам один из важнейших принципов толкования Библии: Писание следует толковать Писанием. Толкование одного конкретного отрывка не должно противоречить всему, что Слово Божье говорит по данному вопросу. Отдельные отрывки Писания — не самостоятельные фрагменты, а части единого целого. Поэтому, толкуя отрывки, следует правильно определить их связь как со всем текстом, так и друг с другом. Помните: каждый библейский автор писал в более широком контексте предшествующего библейского учения. И все они были убеждены, что все Писание, — хотя и созданное руками людей, — имеет только одного Автора (Бога), Который никогда не противоречит Сам Себе (2 Петра 1:21).
Свидетели Иеговы настаивают, что Бытие 2:7 исключает возможность присутствия в человеке какой-то нематериальной сущности. Но этот вывод ошибочен, поскольку в указанном отрывке, как я уже сказал, речь идет о том, что человек есть, а не о том, чего у него нет. Мнение Сторожевой Башни по данному вопросу противоречит учению Библии в целом. Сопоставляя Писание с Писанием, мы убедимся, что другие библейские отрывки четко указывают на нематериальную природу человека: Матфея 10:28; Откровение 6:9-10; Луки 23:46; Деяния 7:59; 1 Фессалоникийцам 4:13-17; Луки 20:38; Филиппийцам 1:21-23; 2 Коринфянам 5:6-8; Псалтирь 145:3-4; Екклесиаст 9:5; Иезекииль 18:4; Луки 16:22-28; Луки 23:43; Матфея 25:46; 2 Фессалоникийцам 1:9; Откровение 14:9-11. Из приведенных выше библейских отрывков со всей определенностью следует, что человеческие существа действительно обладают нематериальной сущностью, способной пережить их физическую смерть. И эта нематериальная сущность после смерти по-прежнему обладает сознанием.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 287-289, 297.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Человек — «живая душа»?
Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» текст Бытия 2:7 звучит так: «И далее Иегова Бог создал человека из пыли с земли и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой» (пер. с англ.). Свидетели Иеговы цитируют этот стих в доказательство того, что в человеке нет двух самостоятельных сущностей — духовной и физической. Напротив, человек — это союз физического тела и «дыхания», которые вместе образуют живую душу.
В книге Let God Be True говорится, что «человек представляет собой сочетание двух вещей, а именно „праха земного“ и „дыхания жизни“. Сочетание этих двух вещей (или факторов) образует живую душу, или тварь, именуемую человеком» [Let God Be True. P. 68]. Душа не была дана человеку — он сам стал душой, живой личностью [Reasoning from the Scriptures. P. 375; Сторожевая башня. 1997. 15 мая. С. 6; 1999. 1 апреля. С. 15; 2002. 15 июля. С. 6]. Таким образом, записанное в Книге Бытие ясно доказывает: идея, «что человек обладает бессмертной душой и тем отличается от животного, не находит подтверждения в Писании» [Let God Be True. P. 68].
Библейское учение. Действительно, древнееврейское слово nephesh (душа) в Ветхом Завете иногда обозначает живое существо [Francis Brown. S. R. Driver and Charles A. Briggs. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (Oxford: Clarendon Press, 1980), p. 659]. Примером тому, безусловно, служит Бытие 2:7. Но отсюда не следует, что слово nephesh имеет только такой смысл, или что у человека нет нематериальной сущности.
Объясните Свидетелю Иеговы, что он находит в тексте Бытия 2:7 мысль, которой там нет. Речь здесь идет о том, что человек есть, а не о том, чего у него нет [Robert M. Bowman. «Fact Sheet on the Jehovah's Witnesses» (Christian Research Institute)]. Иными словами, этот стих действительно утверждает, что человек — живое существо, но никоим образом не опровергает факта, что человек обладает нематериальной сущностью. (Бытие 35:18 — хороший пример того, как слово nephesh используется в значении нематериальной сущности человека) [По этому поводу ученые расходятся во мнениях, однако возможность того, что оно относится к нематериальной сущности человека, отрицать нельзя. См.: The New Treasury of Scripture Knowledge (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 5].
Кроме того, в Ветхом Завете nephesh изображается вместилищем чувств и переживаний. Nephesh человека может изнывать (Второзаконие 28:65), скорбеть (Иов 30:25), страдать (Бытие 42:21), огорчаться (Иов 3:20), испытывать потрясение (Псалтирь 6:4) и веселиться (Псалтирь 85:4). Очевидно, что душе человека свойствен широкий спектр эмоциональных проявлений.
В этом смысле слово nephesh, по-видимому, относится к нашему «внутреннему человеку». Это допущение отлично объясняет такие стихи, как Иов 30:16: «И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня». Аналогично в Псалме 41:7 говорится: «Унывает во мне душа моя…», а в Ионы 2:8 мы читаем: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе…».
Я должен напомнить вам один из важнейших принципов толкования Библии: Писание следует толковать Писанием. Толкование одного конкретного отрывка не должно противоречить всему, что Слово Божье говорит по данному вопросу. Отдельные отрывки Писания — не самостоятельные фрагменты, а части единого целого. Поэтому, толкуя отрывки, следует правильно определить их связь как со всем текстом, так и друг с другом. Помните: каждый библейский автор писал в более широком контексте предшествующего библейского учения. И все они были убеждены, что все Писание, — хотя и созданное руками людей, — имеет только одного Автора (Бога), Который никогда не противоречит Сам Себе (2 Петра 1:21).
Свидетели Иеговы настаивают, что Бытие 2:7 исключает возможность присутствия в человеке какой-то нематериальной сущности. Но этот вывод ошибочен, поскольку в указанном отрывке, как я уже сказал, речь идет о том, что человек есть, а не о том, чего у него нет. Мнение Сторожевой Башни по данному вопросу противоречит учению Библии в целом. Сопоставляя Писание с Писанием, мы убедимся, что другие библейские отрывки четко указывают на нематериальную природу человека: Матфея 10:28; Откровение 6:9-10; Луки 23:46; Деяния 7:59; 1 Фессалоникийцам 4:13-17; Луки 20:38; Филиппийцам 1:21-23; 2 Коринфянам 5:6-8; Псалтирь 145:3-4; Екклесиаст 9:5; Иезекииль 18:4; Луки 16:22-28; Луки 23:43; Матфея 25:46; 2 Фессалоникийцам 1:9; Откровение 14:9-11. Из приведенных выше библейских отрывков со всей определенностью следует, что человеческие существа действительно обладают нематериальной сущностью, способной пережить их физическую смерть. И эта нематериальная сущность после смерти по-прежнему обладает сознанием.
читать (pdf)