Учение Сторожевой Башни. Текст Бытия 1:1-2 в «Переводе нового мира» звучит так: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бесформенна и пуста, и тьма была над поверхностью бездны, и действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами» (пер. с англ.). На основании этого стиха Свидетели Иеговы утверждают, что «дух Бога был его действующей силой, которая придавала очертания Земле» [Следует ли верить в Троицу? С. 20].
По словам Общества Сторожевой Башни, при создании Вселенной Бог пользовался этой действующей силой («святым духом») точно так же, как человек пользуется руками и пальцами, когда строит дом. Писание говорит о Святом Духе как о «руках» и «перстах» Бога (Псалтирь 8:4; 18:2; Матфея 12:28, сравните с Луки 11:20) [Aid to Bible Understanding. P. 1544. См. также: Сторожевая башня. 1992. 1 февраля. С. 9 (сноска)].
Общество Сторожевой Башни признает, что еврейское слово ruach (именно его они переводят фразой «действующая сила» в Бытии 1:2) в Ветхом Завете много раз переводится как «дух». Но то же самое слово переводится как «ветер» и «иными способами, представляющими его невидимой действующей силой» [New World Translation of the Holy Scriptures, with footnotes (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 9. См. также : Следует ли верить в Троицу? С. 20]. Именно на основании этого факта, как утверждает Общество, Бытие 1:2 следует переводить: «Действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами».
Если кто-то спросит, что общего между «ветром» и «духом», — ответ прост: эти слова «обозначают то, что невидимо человеческому взору, но при этом проявляет себя в силе или в движении. Такая невидимая сила способна на видимые проявления» [Aid to Bible Understanding. P. 1542]. Следовательно, рассуждают Свидетели, невидимая сила Духа Божьего при сотворении мира положила начало существованию Вселенной.
Библейское учение. Начнем с того, что еврейское слово ruach действительно может выступать в разных значениях — в том числе дыхание, воздух, сила, ветер, дуновение, дух, смелость, характер и Дух (т. е. Святой Дух) [Francis Brown. S. R. Driver and Charles A. Briggs, A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (Oxford: Clarendon Press, 1980), p. 926]. Но дает ли это Обществу Сторожевой Башни право переводить слово ruach как «действующая сила» в Бытии 1:1-2 и других отрывках, в которых речь идет о Святом Духе?
Ни в коем случае! Более того, в тех случаях, когда слово ruach используется применительно к Духу Божьему, мы постоянно встречаемся с ясными свидетельствами личности Святого Духа. Присутствие в таком контексте личностных качеств исключает возможность перевода «действующая сила». Ведь действующая сила личностных свойств не имеет. X. К. Люпольд пишет в своем комментарии на Книгу Бытие, что в стихе 1:2 слово ruach определенно означает «Дух Божий». По единодушному мнению специалистов, нет оснований переводить этот текст как-либо иначе [H. C. Leupold. Exposition of Genesis (Grand Rapids: Baker Book House, 1968), p. 49].
Теперь давайте рассмотрим некоторые библейские свидетельства в пользу личности Святого Духа. (Заметьте, что приведенные ниже доводы опровергают утверждения Сторожевой Башни не только по поводу Бытия 1:2, но и по поводу всех прочих мест, на которые они ссылаются, когда речь заходит о Святом Духе).
Святой Дух обладает всеми свойствами личности
Принято считать, что личность обладает разумом, чувствами и волей. К «силе» такое определение неприменимо.
Святой Дух обладает разумом. Некоторые отрывки Писания ясно на это указывают. К примеру, интеллект Святого Духа отчетливо виден в 1 Коринфянам 2:10, где сказано, что «Дух все проницает» (ср. Исайя 11:2; Ефесянам 1:17). Греческий глагол, переведенный как «проницает», означает «тщательно изучать предмет». Святой Дух исследует разумом «глубины Божьи» и открывает их верующим. Иисус говорил иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную...» (Иоанна 5:39. В 1 Коринфянам 2:10 апостол Павел использовал то же греческое слово. Святой Дух использует разум для исследования «глубин Божьих» точно так же, как иудеи использовали разум для исследования Писаний.
В 1 Коринфянам 2:11 мы читаем, что Святой Дух знает мысли Бога. Как может Дух «знать» что-либо о Боге, если у Него нет разума? Сила ничего знать не может. Мыслительный процесс без разума невозможен.
По словам Павла, Бог Отец «знает, какая мысль у Духа» (Римлянам 8:27). В известном лексиконе Арндта и Джингриха указывается, что слово, переведенное как «мысль», означает «способ мышления, разум, цель, стремление, усилие» [William Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 874]. Сила не обладает «способом мышления, разумом, целью, стремлениями» и не способна на «усилие».
Святой Дух обладает чувствами. Например, в Ефесянам 4:30 Павел предостерегает: «...не оскорбляйте Святого Духа Божия...» Оскорбление нужно почувствовать, а сила чувствами не обладает. Святой Дух чувствует Себя оскорбленным, когда верующие совершают грех. Послание к ефесянам относит к числу таких грехов ложь (стих 25), гнев (стих 26), воровство (стих 28), лень (стих 28) и злоречие (стих 29).
В качестве иллюстрации давайте заметим, что коринфские верующие огорчились, получив от апостола Павла суровое послание (2 Коринфянам 2:2, 5). Здесь употреблен тот же греческий глагол, что и в Ефесянам 4:30 (где он переведен словом «оскорбляйте»). Святой Дух может чувствовать огорчение и оскорбление точно так же, как коринфские верующие.
Святой Дух обладает волей. В 1 Коринфянам 12:11 мы читаем, что Святой Дух распределяет духовные дары «каждому особо, как Ему угодно». Словами «Ему угодно» переведено греческое слово bouletai, означающее «обдуманное сознательное решение» [Там же. P. 146]. Святой Дух единовластно решает, какие дары получит тот или иной христианин. Сила такой волей не обладает.
Следует отметить, что греческое слово, которым здесь описывается воля Святого Духа, в Иакова 1:18 использовано применительно к воле Бога Отца. Святой Дух проявляет Свою волю так же, как и Отец.
Еще один ключевой стих, в котором Святой Дух проявляет волю, — Деяния 16:6. Здесь Дух запрещает Павлу проповедовать в Азии и отправляет его на служение в Европу.
Личность Святого Духа подтверждается Его делами
Библия приписывает Святому Духу многие действия, на которые способна только личность. Многие Его дела аналогичны делам Отца и Сына. Например, Святой Дух учит верующих (Иоанна 14:26), свидетельствует о Христе (Иоанна 15:26), направляет верующих (Римлянам 8:14), назначает людей на служение (Деяния 13:4), дает распоряжения (Деяния 8:29), ходатайствует или молится (Римлянам 8:26) и говорит с людьми (Иоанна 15:26; 2 Петра 1:21). Давайте чуть подробнее остановимся на трех перечисленных моментах.
Святой Дух свидетельствует. Из Иоанна 15:26 мы узнаем, что Дух Святой «будет свидетельствовать» о Христе. Это же греческое слово употребляется в Иоанна 15:27 применительно к свидетельству апостолов. В Иоанна 5:33 сказано, что Иоанн Креститель «засвидетельствовал» об истине. Бог Отец «дал [ученикам] свидетельство» (Деяния 15:8). Будучи личностью, Святой Дух свидетельствует о Христе точно так же, как апостолы, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила ни о чем свидетельствовать не может: на это способна только личность.
Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Римлянам 8:26 сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». В других отрывках Писания мы видим, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос (Римлянам 8:34, Евреям 7:25). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других.
Святой Дух отдает распоряжения. В Деяниях 8:29 мы читаем, что Дух Святой повелел Филиппу подойти к эфиопскому евнуху. В Деяниях 13:2 Лука пишет, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу, а в 4-м стихе — что они были «посланы Духом Святым».
Иногда Дух запрещал Павлу и его соработникам посещать какие-то города — например, Он запретил Павлу и Силе проповедовать в провинции Асии (Деяния 16:6). Безличная сила не может посылать людей в одни места и не пускать их в другие. Это может только личность, обладающая разумом и волей.
К Святому Духу относятся как к личности
Чарльз Райри отмечает, что «по отношению к Святому Духу совершаются некоторые действия, которые были бы совершенно неуместны, не будь Он настоящей личностью» [Charles С. Ryrie. The Holy Spirit (Chicago: Moody Press, 1965), p. 13]. Давайте коротко рассмотрим некоторые из этих действий.
Святого Духа можно оскорбить. Как мы уже отметили выше, в Ефесянам 4:30 нам дана заповедь не оскорблять Святого Духа. Сила не может почувствовать оскорбление. На это способна только личность.
Святого Духа можно похулить. Ни одному человеку в здравом уме не придет в голову хулить силу (электричество) или неодушевленную вещь (компьютер). Похулить в нашем обычном представлении можно только личность. В Писании мы встречаемся с хулой в адрес Бога Отца (Откровение 13:6; 16:9) и Сына Божьего (Матфея 27:39; Луки 23:39). Хула на Святого Духа также упоминается в Библии (Матфея 12:32; Марка 3:29-30). [Слово «хулить» в наши дни вышло из широкого употребления. Толковый словарь Даля объясняет его смысл так: «Не одобрять, порицать, хаять, порочить, унижать, осуждать, обзывать дурным, плохим, негодным». Греческая фраза, употребленная в Матфея 12:32, дословно означает «говорить против». В параллельном отрывке Марка 3:29-30 употреблено греческое слово, означающее «дурно говорить о ком-то, легкомысленно отзываться о святых вещах». — Примеч. науч. ред.].
Вдумайтесь в слова Христа: «...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:32. Обратите внимание на отчетливую аналогию между личностью Сына Человеческого и личностью Святого Духа [Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 118].
Святому Духу можно солгать. 5-я глава Деяний повествует об Анании и Сапфире, которые согрешили, солгав Духу Святому. Эти супруги лишились жизни из-за того, что оскорбили Духа. Солгать силе или вещи невозможно; солгать можно только личности. Что подумает человек, которому вы признаетесь в том, что сегодня утром солгали электрическому току?
Святому Духу можно повиноваться. Писание говорит, что верующие повинуются указаниям и наставлениям Святого Духа. Мы уже видели, что Павел и Варнава повиновались Духу (Деяния 13:2). Петр также повиновался Духу, когда пошел в дом Корнилия, чтобы поделиться с ним Благой Вестью (Деяния 10). Нельзя повиноваться силе или вещи — только личности.
Святой Дух был послан. В Иоанна 14:26 мы читаем о том, что Отец посылает Святого Духа (ср. Иоанна 16:7). Безличную силу послать невозможно [Там же. P. 116]. Личность можно послать с конкретным поручением. Отец послал Святого Духа точно так же, как и Иисуса (Иоанна 6:38).
Святой Дух противопоставляется нечистым духам
В Евангелии от Марка 3:29-30 Святой Дух четко противопоставляется нечистому духу. Озлобленные иудейские вожди заявили Иисусу, что в Нем живет нечистый дух. Господь ответил, что это не нечистый, а Святой Дух. Обратите внимание на важный момент: поскольку нечистый дух — личность (а именно так считает Сторожевая Башня [Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 46]), то и его полная противоположность — Святой Дух — тоже является личностью [Там же. С. 48].
Отсутствие личного имени
Свидетели Иеговы говорят, что у Святого Духа, будь Он действительно личностью, непременно было бы личное имя, как и у Отца с Сыном. Оправдано ли такое утверждение?
Ни в коем случае! Духовные существа в Писании далеко не всегда называются по имени. Например, имена нечистых духов в Писании упоминаются редко — их называют тем же греческим словом, что и Святого Духа: pneuma. Чаще всего этих духов именуют согласно особенностям их природы (т. е. «нечистый», «злой» и т. п.).
Аналогично Дух Божий именуется Святым в соответствии со Своим отличительным свойством — святостью. Утверждать, что Дух не является личностью, поскольку Его не называют по имени, было бы ошибкой.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 177-183.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Действующая сила Бога при сотворении мира
Учение Сторожевой Башни. Текст Бытия 1:1-2 в «Переводе нового мира» звучит так: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бесформенна и пуста, и тьма была над поверхностью бездны, и действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами» (пер. с англ.). На основании этого стиха Свидетели Иеговы утверждают, что «дух Бога был его действующей силой, которая придавала очертания Земле» [Следует ли верить в Троицу? С. 20].
По словам Общества Сторожевой Башни, при создании Вселенной Бог пользовался этой действующей силой («святым духом») точно так же, как человек пользуется руками и пальцами, когда строит дом. Писание говорит о Святом Духе как о «руках» и «перстах» Бога (Псалтирь 8:4; 18:2; Матфея 12:28, сравните с Луки 11:20) [Aid to Bible Understanding. P. 1544. См. также: Сторожевая башня. 1992. 1 февраля. С. 9 (сноска)].
Общество Сторожевой Башни признает, что еврейское слово ruach (именно его они переводят фразой «действующая сила» в Бытии 1:2) в Ветхом Завете много раз переводится как «дух». Но то же самое слово переводится как «ветер» и «иными способами, представляющими его невидимой действующей силой» [New World Translation of the Holy Scriptures, with footnotes (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 9. См. также : Следует ли верить в Троицу? С. 20]. Именно на основании этого факта, как утверждает Общество, Бытие 1:2 следует переводить: «Действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами».
Если кто-то спросит, что общего между «ветром» и «духом», — ответ прост: эти слова «обозначают то, что невидимо человеческому взору, но при этом проявляет себя в силе или в движении. Такая невидимая сила способна на видимые проявления» [Aid to Bible Understanding. P. 1542]. Следовательно, рассуждают Свидетели, невидимая сила Духа Божьего при сотворении мира положила начало существованию Вселенной.
Библейское учение. Начнем с того, что еврейское слово ruach действительно может выступать в разных значениях — в том числе дыхание, воздух, сила, ветер, дуновение, дух, смелость, характер и Дух (т. е. Святой Дух) [Francis Brown. S. R. Driver and Charles A. Briggs, A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (Oxford: Clarendon Press, 1980), p. 926]. Но дает ли это Обществу Сторожевой Башни право переводить слово ruach как «действующая сила» в Бытии 1:1-2 и других отрывках, в которых речь идет о Святом Духе?
Ни в коем случае! Более того, в тех случаях, когда слово ruach используется применительно к Духу Божьему, мы постоянно встречаемся с ясными свидетельствами личности Святого Духа. Присутствие в таком контексте личностных качеств исключает возможность перевода «действующая сила». Ведь действующая сила личностных свойств не имеет. X. К. Люпольд пишет в своем комментарии на Книгу Бытие, что в стихе 1:2 слово ruach определенно означает «Дух Божий». По единодушному мнению специалистов, нет оснований переводить этот текст как-либо иначе [H. C. Leupold. Exposition of Genesis (Grand Rapids: Baker Book House, 1968), p. 49].
Теперь давайте рассмотрим некоторые библейские свидетельства в пользу личности Святого Духа. (Заметьте, что приведенные ниже доводы опровергают утверждения Сторожевой Башни не только по поводу Бытия 1:2, но и по поводу всех прочих мест, на которые они ссылаются, когда речь заходит о Святом Духе).
Святой Дух обладает всеми свойствами личности
Принято считать, что личность обладает разумом, чувствами и волей. К «силе» такое определение неприменимо.
Святой Дух обладает разумом. Некоторые отрывки Писания ясно на это указывают. К примеру, интеллект Святого Духа отчетливо виден в 1 Коринфянам 2:10, где сказано, что «Дух все проницает» (ср. Исайя 11:2; Ефесянам 1:17). Греческий глагол, переведенный как «проницает», означает «тщательно изучать предмет». Святой Дух исследует разумом «глубины Божьи» и открывает их верующим. Иисус говорил иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную...» (Иоанна 5:39. В 1 Коринфянам 2:10 апостол Павел использовал то же греческое слово. Святой Дух использует разум для исследования «глубин Божьих» точно так же, как иудеи использовали разум для исследования Писаний.
В 1 Коринфянам 2:11 мы читаем, что Святой Дух знает мысли Бога. Как может Дух «знать» что-либо о Боге, если у Него нет разума? Сила ничего знать не может. Мыслительный процесс без разума невозможен.
По словам Павла, Бог Отец «знает, какая мысль у Духа» (Римлянам 8:27). В известном лексиконе Арндта и Джингриха указывается, что слово, переведенное как «мысль», означает «способ мышления, разум, цель, стремление, усилие» [William Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 874]. Сила не обладает «способом мышления, разумом, целью, стремлениями» и не способна на «усилие».
Святой Дух обладает чувствами. Например, в Ефесянам 4:30 Павел предостерегает: «...не оскорбляйте Святого Духа Божия...» Оскорбление нужно почувствовать, а сила чувствами не обладает. Святой Дух чувствует Себя оскорбленным, когда верующие совершают грех. Послание к ефесянам относит к числу таких грехов ложь (стих 25), гнев (стих 26), воровство (стих 28), лень (стих 28) и злоречие (стих 29).
В качестве иллюстрации давайте заметим, что коринфские верующие огорчились, получив от апостола Павла суровое послание (2 Коринфянам 2:2, 5). Здесь употреблен тот же греческий глагол, что и в Ефесянам 4:30 (где он переведен словом «оскорбляйте»). Святой Дух может чувствовать огорчение и оскорбление точно так же, как коринфские верующие.
Святой Дух обладает волей. В 1 Коринфянам 12:11 мы читаем, что Святой Дух распределяет духовные дары «каждому особо, как Ему угодно». Словами «Ему угодно» переведено греческое слово bouletai, означающее «обдуманное сознательное решение» [Там же. P. 146]. Святой Дух единовластно решает, какие дары получит тот или иной христианин. Сила такой волей не обладает.
Следует отметить, что греческое слово, которым здесь описывается воля Святого Духа, в Иакова 1:18 использовано применительно к воле Бога Отца. Святой Дух проявляет Свою волю так же, как и Отец.
Еще один ключевой стих, в котором Святой Дух проявляет волю, — Деяния 16:6. Здесь Дух запрещает Павлу проповедовать в Азии и отправляет его на служение в Европу.
Личность Святого Духа подтверждается Его делами
Библия приписывает Святому Духу многие действия, на которые способна только личность. Многие Его дела аналогичны делам Отца и Сына. Например, Святой Дух учит верующих (Иоанна 14:26), свидетельствует о Христе (Иоанна 15:26), направляет верующих (Римлянам 8:14), назначает людей на служение (Деяния 13:4), дает распоряжения (Деяния 8:29), ходатайствует или молится (Римлянам 8:26) и говорит с людьми (Иоанна 15:26; 2 Петра 1:21). Давайте чуть подробнее остановимся на трех перечисленных моментах.
Святой Дух свидетельствует. Из Иоанна 15:26 мы узнаем, что Дух Святой «будет свидетельствовать» о Христе. Это же греческое слово употребляется в Иоанна 15:27 применительно к свидетельству апостолов. В Иоанна 5:33 сказано, что Иоанн Креститель «засвидетельствовал» об истине. Бог Отец «дал [ученикам] свидетельство» (Деяния 15:8). Будучи личностью, Святой Дух свидетельствует о Христе точно так же, как апостолы, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила ни о чем свидетельствовать не может: на это способна только личность.
Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Римлянам 8:26 сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». В других отрывках Писания мы видим, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос (Римлянам 8:34, Евреям 7:25). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других.
Святой Дух отдает распоряжения. В Деяниях 8:29 мы читаем, что Дух Святой повелел Филиппу подойти к эфиопскому евнуху. В Деяниях 13:2 Лука пишет, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу, а в 4-м стихе — что они были «посланы Духом Святым».
Иногда Дух запрещал Павлу и его соработникам посещать какие-то города — например, Он запретил Павлу и Силе проповедовать в провинции Асии (Деяния 16:6). Безличная сила не может посылать людей в одни места и не пускать их в другие. Это может только личность, обладающая разумом и волей.
К Святому Духу относятся как к личности
Чарльз Райри отмечает, что «по отношению к Святому Духу совершаются некоторые действия, которые были бы совершенно неуместны, не будь Он настоящей личностью» [Charles С. Ryrie. The Holy Spirit (Chicago: Moody Press, 1965), p. 13]. Давайте коротко рассмотрим некоторые из этих действий.
Святого Духа можно оскорбить. Как мы уже отметили выше, в Ефесянам 4:30 нам дана заповедь не оскорблять Святого Духа. Сила не может почувствовать оскорбление. На это способна только личность.
Святого Духа можно похулить. Ни одному человеку в здравом уме не придет в голову хулить силу (электричество) или неодушевленную вещь (компьютер). Похулить в нашем обычном представлении можно только личность. В Писании мы встречаемся с хулой в адрес Бога Отца (Откровение 13:6; 16:9) и Сына Божьего (Матфея 27:39; Луки 23:39). Хула на Святого Духа также упоминается в Библии (Матфея 12:32; Марка 3:29-30). [Слово «хулить» в наши дни вышло из широкого употребления. Толковый словарь Даля объясняет его смысл так: «Не одобрять, порицать, хаять, порочить, унижать, осуждать, обзывать дурным, плохим, негодным». Греческая фраза, употребленная в Матфея 12:32, дословно означает «говорить против». В параллельном отрывке Марка 3:29-30 употреблено греческое слово, означающее «дурно говорить о ком-то, легкомысленно отзываться о святых вещах». — Примеч. науч. ред.].
Вдумайтесь в слова Христа: «...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:32. Обратите внимание на отчетливую аналогию между личностью Сына Человеческого и личностью Святого Духа [Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 118].
Святому Духу можно солгать. 5-я глава Деяний повествует об Анании и Сапфире, которые согрешили, солгав Духу Святому. Эти супруги лишились жизни из-за того, что оскорбили Духа. Солгать силе или вещи невозможно; солгать можно только личности. Что подумает человек, которому вы признаетесь в том, что сегодня утром солгали электрическому току?
Святому Духу можно повиноваться. Писание говорит, что верующие повинуются указаниям и наставлениям Святого Духа. Мы уже видели, что Павел и Варнава повиновались Духу (Деяния 13:2). Петр также повиновался Духу, когда пошел в дом Корнилия, чтобы поделиться с ним Благой Вестью (Деяния 10). Нельзя повиноваться силе или вещи — только личности.
Святой Дух был послан. В Иоанна 14:26 мы читаем о том, что Отец посылает Святого Духа (ср. Иоанна 16:7). Безличную силу послать невозможно [Там же. P. 116]. Личность можно послать с конкретным поручением. Отец послал Святого Духа точно так же, как и Иисуса (Иоанна 6:38).
Святой Дух противопоставляется нечистым духам
В Евангелии от Марка 3:29-30 Святой Дух четко противопоставляется нечистому духу. Озлобленные иудейские вожди заявили Иисусу, что в Нем живет нечистый дух. Господь ответил, что это не нечистый, а Святой Дух. Обратите внимание на важный момент: поскольку нечистый дух — личность (а именно так считает Сторожевая Башня [Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 46]), то и его полная противоположность — Святой Дух — тоже является личностью [Там же. С. 48].
Отсутствие личного имени
Свидетели Иеговы говорят, что у Святого Духа, будь Он действительно личностью, непременно было бы личное имя, как и у Отца с Сыном. Оправдано ли такое утверждение?
Ни в коем случае! Духовные существа в Писании далеко не всегда называются по имени. Например, имена нечистых духов в Писании упоминаются редко — их называют тем же греческим словом, что и Святого Духа: pneuma. Чаще всего этих духов именуют согласно особенностям их природы (т. е. «нечистый», «злой» и т. п.).
Аналогично Дух Божий именуется Святым в соответствии со Своим отличительным свойством — святостью. Утверждать, что Дух не является личностью, поскольку Его не называют по имени, было бы ошибкой.
читать (pdf)