Учение Сторожевой Башни. Во 2 Петра 1:20 говорится: «Ибо вы прежде всего знаете то, что ни одно пророчество в Писании не происходит от чьих-либо личных истолкований» (ПНМ). Иногда Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что люди должны не изобретать свои собственные частные толкования Писания, а опираться на слова Общества Сторожевой Башни [Robert М. Bowman. С. 62; F. W. Thomas, Masters of Deception (Grand Rapids: Baker Book House, 1983), p. 146. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 августа. С. 14]. Но таков ли подлинный смысл этого отрывка?
Библейское учение. Слово «истолкования» во 2 Петра 1:20 (ПНМ) в буквальном переводе с греческого означает «высвобождение» [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W.E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 330]. Этот стих можно перефразировать следующим образом: «Никакое пророчество Писания нельзя высвободить по собственному желанию». Иными словами, пророчества исходят не от самих пророков и не являются плодом человеческого воображения, но посылаются Богом (о чем недвусмысленно и говорится в 21-м стихе). Таким образом, речь в отрывке идет не о том, как толковать Писание, а каким образом Писание было написано [Michael Green. The Second Epistle of Peter and the Epistle of Jude, Tyndale New Testament Commentaries (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1979), p. 91].
Помня об этом, давайте вместе поразмышляем над стихами 20 и 21: «...зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя [высвободить] самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Слово «ибо» в начале 21-го стиха выполняет пояснительную функцию — оно показывает, что 21-й стих поясняет 20-й, воспроизводя его содержание, а затем указывая на Бога как автора Писания. Таким образом, не истолкование, а происхождение Писания является общей темой обоих стихов.
Следует также подчеркнуть, что слово «движимы» (во фразе «будучи движимы Духом Святым») буквально обозначает «гонимы» или «влекомы». Лука использует это же слово в Деяниях, когда пишет о корабле, гонимом ветром (Деяния 27:15, 17). Опытные моряки не могли управлять кораблем, поскольку ветер был очень силен. Ветер гнал корабль, направлял его и влек вперед.
Подобным же образом Святой Дух влек и направлял библейских писателей, когда они составляли Библию (2 Петра 1:20-21). Слово «движимы» — сильное слово, оно говорит, что Дух Святой безраздельно властвовал над авторами-людьми. Тем не менее подобно тому как каждый моряк на корабле осознанно делает свое дело, каждый автор Слова Божьего осознанно трудился над составлением Писания. Но руководил и двигал ими Святой Дух.
С учетом всех этих фактов, 2 Петра 1:20-21 нельзя считать подтверждением учения Общества Сторожевой Башни о том, что люди не должны иметь своего частного мнения относительно смысла Писания. Как мы уже убедились, речь в указанном отрывке идет о происхождении Писания, а не его истолковании.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 37-38.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Никаких «личных истолкований»
Учение Сторожевой Башни. Во 2 Петра 1:20 говорится: «Ибо вы прежде всего знаете то, что ни одно пророчество в Писании не происходит от чьих-либо личных истолкований» (ПНМ). Иногда Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что люди должны не изобретать свои собственные частные толкования Писания, а опираться на слова Общества Сторожевой Башни [Robert М. Bowman. С. 62; F. W. Thomas, Masters of Deception (Grand Rapids: Baker Book House, 1983), p. 146. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 августа. С. 14]. Но таков ли подлинный смысл этого отрывка?
Библейское учение. Слово «истолкования» во 2 Петра 1:20 (ПНМ) в буквальном переводе с греческого означает «высвобождение» [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W.E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 330]. Этот стих можно перефразировать следующим образом: «Никакое пророчество Писания нельзя высвободить по собственному желанию». Иными словами, пророчества исходят не от самих пророков и не являются плодом человеческого воображения, но посылаются Богом (о чем недвусмысленно и говорится в 21-м стихе). Таким образом, речь в отрывке идет не о том, как толковать Писание, а каким образом Писание было написано [Michael Green. The Second Epistle of Peter and the Epistle of Jude, Tyndale New Testament Commentaries (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1979), p. 91].
Помня об этом, давайте вместе поразмышляем над стихами 20 и 21: «...зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя [высвободить] самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Слово «ибо» в начале 21-го стиха выполняет пояснительную функцию — оно показывает, что 21-й стих поясняет 20-й, воспроизводя его содержание, а затем указывая на Бога как автора Писания. Таким образом, не истолкование, а происхождение Писания является общей темой обоих стихов.
Следует также подчеркнуть, что слово «движимы» (во фразе «будучи движимы Духом Святым») буквально обозначает «гонимы» или «влекомы». Лука использует это же слово в Деяниях, когда пишет о корабле, гонимом ветром (Деяния 27:15, 17). Опытные моряки не могли управлять кораблем, поскольку ветер был очень силен. Ветер гнал корабль, направлял его и влек вперед.
Подобным же образом Святой Дух влек и направлял библейских писателей, когда они составляли Библию (2 Петра 1:20-21). Слово «движимы» — сильное слово, оно говорит, что Дух Святой безраздельно властвовал над авторами-людьми. Тем не менее подобно тому как каждый моряк на корабле осознанно делает свое дело, каждый автор Слова Божьего осознанно трудился над составлением Писания. Но руководил и двигал ими Святой Дух.
С учетом всех этих фактов, 2 Петра 1:20-21 нельзя считать подтверждением учения Общества Сторожевой Башни о том, что люди не должны иметь своего частного мнения относительно смысла Писания. Как мы уже убедились, речь в указанном отрывке идет о происхождении Писания, а не его истолковании.
читать (pdf)